Что дети думают об Интернете – и почему это важно знать

Пятилетний ребенок хочет на обед пиццу, но мама не знает, есть ли она в холодильнике. «Давай спросим в Интернете», – предлагает мальчик. А еще через несколько дней предлагает поискать в Google, чтобы узнать, когда папа возвращается с работы.  

Интернет настолько прочно вошел в жизнь наших детей, что подобные предложения воспринимаются как немного забавные – но совершенно неудивительные. В связи с этим стоит задать важный вопрос – что думают дети, особенно маленькие, только начинающие исследовать окружающий мир, о глобальной сети – для чего она нужна, как там появляется информация, насколько можно ей доверять?

Ответы на эти вопросы чрезвычайно важны, и каждый родитель должен знать их. От того, какими они будут, зависит очень многое, ведь представления детей об Интернете формируются в раннем возрасте и остаются с ними на всю жизнь.  

Ребенку непросто разобраться в хитросплетениях сети. Что это такое? С одной стороны, Интернет – не человек, хотя, с другой стороны, во многих отношениях ведет себя подобно человеку: отбирает нужную тебе информацию и взаимодействует с тобой так, как это могли бы делать другие люди. Как видят это дети?  

Исследования показывают, что уже в пятилетнем возрасте ребенок понимает, что такое компьютеры и для чего они нужны, знает, что они не могут думать и чувствовать, как люди.  

Большинство детей считают, что Интернет отлично подходит для поиска информации, но гораздо менее полезен для того, чтобы делать выводы на ее основе и выносить «моральные суждения». Однако исследования показывают, что дети не сильны в оценке информации, которую они получают в режиме онлайн; так, большинство учеников пятых и шестых классов американских школ считали, что вся информация, найденная ими в сети, была правдивой.  

Как насчет более раннего возраста? Результаты эксперимента, проведенного с дошкольниками, внушают оптимизм. По условиям дети наблюдали, как взрослые задают очень простые вопросы, например, «Какого цвета трава?» двум компьютерам, один из которых все время давал правильные ответы, а другой – хронически «ошибался». В итоге большинство детей выбрали для самостоятельного общения «правильный» компьютер.

Исследование показывает, что, когда речь заходит об Интернете, дети используют разумную стратегию – и доверяют тому, кто уже доказал, что достоин такого доверия. Предыдущие эксперименты демонстрируют, что точно так же они ведут себя в отношениях с взрослыми людьми.  

Вот почему, по мнению исследователей, так важно сначала показать детям, как нужно работать с информацией в сети, а потом дать им попробовать сделать это самим – но под присмотром взрослых. Главное – они должны увидеть, что информация в Интернете не появляется сама по себе: ее туда загружают живые люди со всеми их заблуждениями и ошибками, а их намерения не всегда бывают честными.

Другой интересный вопрос – кому дети склонны доверять больше, Интернету или живым людям? Например, если мама и папа не знают ответа на какой-то вопрос, а у Google есть десятки тысяч разных ответов, значит ли это, что Google более авторитетен?  

Вывод здесь не так очевиден. Конечно, хорошо, когда ребенок находит ответы на «школьные вопросы» в Интернете. Действительно, Google часто лучше знает, где находится самая высокая в мире гора или в чем разница между градом и мокрым снегом – но, наверное, ни один родитель не хотел бы, чтобы его ребенок вбивал в строке поиска более важные вопросы, например, «откуда берутся дети?» (попробуйте сделать это сами – и вы поймете, почему).

Ссылка на оригинал: goo.gl/5j3N8f