«Отобрать и поделить поровну» – экономика по-детски

24 October 2017

«Отобрать и поделить поровну» – экономика по-детски
«У того, кто в молодости не был левым, нет сердца. У того, кто в зрелости не стал правым, нет мозгов». Этот афоризм, приписываемый Черчиллю, в случае нашей семьи стоило бы переписать, заменив «в молодости» на «в детстве».

Экономические и политические симпатии сына, созревшие, видимо, под влиянием «Трех толстяков», «Буратино» и, особенно, цикла о приключениях Незнайки, отличаются крайней степенью «левизны». Если бы закон разрешал голосовать на выборах начиная с семи лет, у коммунистов прибавился бы еще один активный сторонник.

Взгляды нашего ребенка отличаются продуманностью и последовательностью. «Все нужно делить поровну, чтобы никого не обижать: это справедливо», – говорит он. «А что, если кто-то не хочет хорошо работать, ленится, а кто-то старается и трудится весь день – почему им должны платить одинаково?» Но нашего мальчика смутить этим вопросом не так-то просто, ведь «сильные всегда должны помогать слабым».

Так учат его герои мультфильмов и книг – а о реальной жизни он имеет очень смутные представления и у нас просто не хватает духу открыть ему глаза на истинное положение вещей.

В его и нашем окружении нет разделения на богатых и бедных – у всех примерно одинаковый доход. Но на улицах он видит нищих, просящих подаяния – и просит у меня денег, чтобы дать им. Когда я достаю деньги, он хочет взять все, что у меня есть – и обвиняет в жадности, если я не соглашаюсь их отдать и протягиваю ему мелочь.

«Отобрать и поделить поровну» – экономика по-детски

Самое интересное в том, что мне действительно становится стыдно – и я не решаюсь серьезно поговорить с сыном и объяснить ему, «как устроен взрослый мир», что такое работа, деньги, которые за нее платят – и почему так важно уметь правильно ими распоряжаться. Да и, если честно, я совсем не уверен, что знаю, как подобрать для этого правильные слова, не рискуя нанести вред хрупкой детской психике.

Вот почему мы решили доверить эту сложную работу профессионалам – и стали искать подходящие занятия.

В итоге, нашли два с очень хорошими отзывами: «Тренинг по основам финансовой грамотности»  и курс «Основы финансов для школьников» - однако, проблема в том, что все они рассчитаны на детей постарше, лет с 13-14. И, хотя мы считаем нашего сына развитым не по годам, решили, что стоит еще подождать – а пока почитать нужные книги по теме, например замечательная книга Б. Шеффера «Пес по имени Money», где умная собачка рассказывает об основах экономики простым и понятным ребенку языком.

А еще мы побывали сразу на двух крутых экскурсиях в Музее денег: «Такие новые старые знакомые» и «Невыдуманные истории о людях и деньгах». В музее просто замечательные экскурсоводы, которые рассказывают так интересно, что удовольствие получила не только дочка, но и мы сами. Так что теперь наш ребенок стал лучше понимать, откуда берутся деньги и почему они важны – хотя по-прежнему считает, что их «у всех должно быть много».