Постой, мгновенье: Делаем фотоаппарат своими руками

30.06.2017

Нам потребуется небольшая картонная коробка, выкрашенная черной краской. Следующий шаг - отверстие. Через него в наш фотоаппарат будет проникать свет. Для этого берем булавку. Очень важно сразу же заклеить отверстие, чтобы ...

Сегодня мы все подряд фотографируем на смартфон, даже не задумываясь, как происходит фиксация изображения. А ведь так было не всегда. Прежде чем удалось создать простое и легкое в обращении устройство – встраиваемую в телефон цифровую камеру, человечество преодолело путь от камеры-обскура и аналоговых пленочных фотоаппаратов до цветной фотопечати. Что мы узнаем на мастер-классе «Фотоаппарат своими руками»?

На мастер-классе профессиональный фотограф Алексей Ткачев рассказывает, что происходит внутри фотоаппарата с момента, как мы нажимаем на кнопку, и до получения снимка. На занятии ребята узнают о роли света и бумаги при получении фотографии, и о том, что изображение можно сделать даже на собственной коже. Разобравшись в технологии, дети попробуют своими руками сделать камеру-пинхол из обычной картонной коробки.

Как проходит мастер-класс?

Алексей привозит с собой огромный фотоаппарат высотой 2 метра! А еще передвижную фотолабораторию с красным фонарем, химпосудой и реактивами, то есть все необходимые заготовки и расходные материалы. Итак, сначала выкрасим картонную коробку черной краской. Это необходимо, чтобы от внутренних стенок коробки не отражался свет.

Следующий важный шаг – отверстие, через которое свет будет проникать на светочувствительный материал. Оно делается булавкой и сразу же заклеивается, чтобы свет не проник внутрь коробки раньше времени. Далее заправляем самодельные фотоаппараты. В мобильной фотолаборатории создаем условия почти абсолютной темноты, за исключением небольшого луча от красной лампы. Такой свет виден человеческому глазу, но не воспринимается фотобумагой. В этих условиях школьники и заправляют самодельные фотоаппараты. Пробуем фотоаппарат в действии.

Следующий этап – творческий. Юные фотографы выходят на улицу и выбирают сюжет для съемки. Используя специальный прибор – экспонометр, дети определяют выдержку пинхол-фотоаппаратов. Чаще всего фотографу нужно быть неподвижным целую минуту. Открываем отверстие, ждем. Все, снимок сделан! Он каким-то магически образом попал внутрь фотоаппарата. Но как его оттуда получить? Неужели у всех получатся снимки?

Настала пора вернуться в темную фотолабораторию. Здесь уже готовы фотохимические растворы: проявитель и закрепитель. Дети самостоятельно, используя пинцеты, опускают свои снимки в раствор. И вот он – тот момент, когда хочется крикнуть: «Вау!». На обычной бумаге появляется фотография. Остается ее промыть и дать полежать в закрепителе.

Надо признать, что не всем удается снимок с первого раза. Кто-то собирает камеру не аккуратно, и в нее проникает свет не там, где нужно. Кто-то делает очень большое отверстие, и снимок засвечивается. Или просто ребенку не удается не двигаться, пока идет экспонирование. Что ж, в таком случае разбираем ошибки и заправляем фотоаппарат снова.

Первый сделанный снимок не привычен для нашего глаза. Он почернел там, где падал свет и остался белым, куда свет не проникал. Такая фотография называется бело-черной. Одна простая операция, вспышка света, проявитель, закрепитель и – получается привычный нам черно-белый отпечаток.

Подводим итоги:

Таким образом, в течение двухчасового занятия ребята узнают основные принципы получение фотографии, изучат фотохимические реакции, откроют для себя базовые понятия из оптики, механики и химии и, быть может, найдут новое увлечение по душе. Поверьте, это намного круче, чем фотографировать смартфоном!

Если вы хотите, чтобы мастер-класс прошел у вас в школе, жмите сюда.
Фото предоставлены Алексеем Ткачевым.