20 сентября - День памяти преподобного Макария Оптинского

Даже не имеющий совершенно никакого отношения к религии, а именно – православию, человек вряд ли не слышал хотя бы раз в жизни об Оптиной пустыни. Этот мужской монастырь расположен в Калужской области, близ города Козельска. Возраст обители насчитывает более шести столетий. Введенская Оптина пустынь была основана в конце XIV-го века преподобным Макарием, в прошлом – разбойником, раскаявшимся в своих грехах. Однако история обители связана также и с другим человеком, носившем такое же имя – преподобным Макарием Оптинским. Церковь вспоминает его ежегодно 20 сентября, и именно ему посвящена данная статья.

Детство и юность преподобного

Святой Макарий родился в семье орловских дворян 20 ноября 1788 года. Мирское имя его звучало как Михаил Николаевич Иванов. Происходил преподобный из рода не только благородного, но и благочестивого. Прадед его Иоанн был монахом. Бабушка всю жизнь занималась благотворительностью. Отец подвижника служил коллежским ассесором. Семья преподобного отличалась хорошим достатком, но не кичилась этим.

Михаил был старшим сыном у своих родителей. Его нарекли в честь святого Михаила, князя Тверского. С ранних лет мальчик отличался тихим, спокойным характером, добротой сердца. Будучи еще совсем ребенком, он вместе с родителями часто посещал монастырь, находившийся неподалеку от родового имения Ивановых. Семья дружила с архимандритом Феофаном, настоятелем обители.

В десятилетнем возрасте Михаил потерял мать – она скончалась от туберкулеза. После случившегося отец семейства вместе с детьми переселился в свое имение в селе Щепятино, а еще через некоторое время – город Карачев, к родной сестре своей Дарье Передельской. Женщина эта приняла участие в жизни племянников-сирот.

Для получения образования Михаила отец отдал в городское приходское училище. После юноша поступил на работу бухгалтером в Льговское уездное казначейство. Ему тогда было всего 14 лет, но уже тогда отрок проявлял массу прекрасных качеств: кротость, усердие, набожность, целомудрие. Вместо игр предпочитал он занятия рукоделием и чтение книг.

Спустя несколько лет Михаил получил должность начальника стола счетной экспедиции в Курске. Руководителем его оказался Николай Михайлович Ленивцев, который быстро расположился к прилежному работнику. Благодаря этому человеку Михаил, часто посещавший дом начальника, получил возможность продолжить свои творческие занятия, которые в то время составляли в основном литература и музыка.

Через год умер отец Михаила, и родовое имение в результате семейного совета перешло в управление к старшему сыну. Будущий подвижник ушел в отставку и переехал в деревню. Однако управляющего из Михаила не вышло: будучи человеком кротким и скромным по натуре, он не умел пресечь воровство работников и наказать провинившихся за халатность. Зато соседи любили молодого барина за его доброту.

Так пролетело два года. Все больше Михаила стали интересовать вопросы, касающиеся спасения души. Родные попытались устроить его семейную жизнь, но когда нашли подходящую невесту, та стала медлить с ответом, что помогло Михаилу принять окончательное решение посвятить себя служению Господу.

Монашеская жизнь

В 1810 году будущий подвижник отправился на богомолье в Площанскую пустынь. Там он познакомился с учеником Паисия Величковского - старцем Афанасием. Последний впоследствии стал духовным наставником Михаила. Главным занятием старца являлось осуществление переводов и изучение святоотеческих трудов. К этому делу Афанасий приобщил своего ученика.

В 1834 году преподобный Макарий ушел в Оптину пустынь. Но и там он продолжил дело, объединявшее его со своим духовным отцом. Правда, здесь подвижник обрел нового наставника в лице преподобного Льва. Он доверял старцу этому беззаветно и на любое дело просил благословения. В Оптиной пустыни преподобный Макарий организовал школу издателей и переводчиков духовной литературы. В числе первых им были изданы переводы преподобного старца Паисия и рукописи, собранные в самой Оптиной пустыни. Большую поддержку в указанном деле Макарию оказывали его духовные чуда – супружеская пара Киреевских. Сильная духовная связь установилась между преподобным и представителями русской интеллигенции. Есть исторические данные, подтверждающие тот факт, что к святому Макарию приезжали на исповедь такие известные отечественные писатели, как Н.В. Гоголь, А.К. Толстой и другие.

Преподобные Лев и ученик его Макарий руководили совместно духовной жизнью братии монастыря, послушников и паломников в течение семи долгих лет. За эти годы благочестие и добрые черты натуры подвижника только укреплялись и возрастали. Никому из приходящих преподобный не отказывал в помощи. Он лечил словом духовным, наставлением, обращал на путь истинный заблудившихся и в веру христианскую безмерно далеких от Бога людей. Макарий беспрестанно творил Иисусову молитву, отчего лицо его светилось как бы изнутри неисчерпаемой любовью к ближнему, духовной радостью и добросердечием. На всех и каждого находил он время. Часто Макарий помогал бедным, но не выставлял напоказ собственную благотворительность, поскольку занимался этим по зову души, искреннее. Преподобный исправно посещал все богослужения, творимые в храме монастыря, однако сам служб не совершал, так как не владел достаточно хорошей дикцией от природы. Согласно воспоминаниям очевидцев, старец в церкви стоял в боковом приходе и весь уходил в молитву.

Преподобный Макарий слыл весьма подвижным, живым человеком. Эту свою особенность он сохранил до конца земной жизни. Проявлялась она буквально во всем: в разговоре, чтении книг, совершении пути, сборах в дорогу. В связи с этим же старец не любил, когда другие проявляли медлительность.

Кончина святого

За два года до собственной смерти подвижник принял великую схиму. До конца своих дней Макарий принимал нуждающихся людей, духовных чад, помогал им советом, наставлениями, утешал и благословлял. На исходе лета преподобный сильно занемог, и понял, что скоро отойдет в Царство Небесное. Он начал прощаться с братией монастыря. Со второй половины сентября самочувствие старца стало еще более ухудшаться. В день своей кончины преподобный Макарий причастился лежа в постели, поскольку из-за слабости не мог подняться. Однако находился старец в здравом уме, притом испытывал боговдохновенное чувство умиления. После причастия святой воздел к небу руки и трижды произнес: «Слава Тебе, Боже наш!». Спустя час, во время прочтения канона на разлучение души от тела он отошел ко Господу. Было 7 сентября (20 сентября по новому стилю) 1860 года. Всех населяющих монастырь охватила глубокая скорбь.

В тот же день старца положили в гроб, вокруг которого собрались духовные чада и представители духовенства. 10 сентября было произведено отпевание и погребение преподобного. Прощание со старцем вышло очень долгим. Макарий обрел покой недалеко от могилы своего наставника отца Леонида, напротив алтаря Никольского придела.