День святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии

30.09.2017

Большинство именин, справляемых российскими гражданами, проходит как-то незаметно для окружающих. Иной раз и не знаешь, что сегодня День ангела отмечают все знакомые Ольги, а завтра – к примеру, Александры. Это отчасти происходит потому, что к одному имени порой имеют отношение десятки дат, разбросанных по всему календарю. Объяснение простое: множество святых величали одинаково. Но есть и исключения из правил. Одно из них – День святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, что приходится на 30 сентября. О данном празднике знают практически все, даже люди, далекие от православия.

Общие сведения о торжестве 30 сентября

Надо сказать, религиозная дата, коей посвящен данный материал, является не просто Днем ангела для носящих имена Вера, Надежда, Любовь и София. Он призывает всех христиан культивировать в себе четыре главные христианские добродетели, названия которых совпадают с именами мучениц. Если с первыми тремя все понятно, то четвертое следует расшифровать. «София» в переводе на русский язык означает «Премудрость» или «Мудрость», но в силу ряда обстоятельств данное имя сохранило свою греческую форму в названии праздника и в повседневном обиходе. Имена остальных мучениц на языке-оригинале звучат следующим образом: Пистис (Вера), Элпис (Надежда), Агапе (Любовь).

Начало истории

Праведницы, чья память особо почитается ежегодно 30 (по старому стилю 17) сентября, жили во II-м столетии н.э. в городе, являвшемся на тот момент столицей мира, – Риме. Шла эпоха царствования императора Адриана, ознаменовавшаяся многочисленными гонениями на христиан и осуществлением разнообразных жестокостей в отношении верующих в единого Бога.

Святая София была итальянкой по происхождению. Она рано овдовела и имела трех малолетних дочерей: Веру, Надежду и Любовь. София исповедовала христианство и владела достаточной мудростью. Последняя проявлялась в частности в воспитании детей: праведная женщина старалась привить своим девочкам необходимость развивать в себе добродетели, названия которых совпадали с именами будущих мучениц. Благодаря усилиям мудрой матери по мере взросления знания Пистис, Элпис и Агапе о Боге и вере в него расширялись и пополнялись. Девочки проявляли усердие в молитве, были послушны, кротки, прилежны в учении, читали апостольские труды. Помогали они и матери по дому.

Кроме незаурядных личностных качеств добрые дети обладали также благоразумием и физической привлекательностью. Это послужило причиной того, что вскоре девочки стали объектом внимания окружающих. О них начали говорить как о мудрых и чрезвычайно красивых отроковицах. За короткое время слухи эти распространились по всему городу и достигли ушей Антиоха – начальника области. Тот пожелал увидеть благочестивых девиц, а когда воля его была выполнена, узнал, что все трое исповедовали христианство: дети и не пытались скрыть свою религиозную принадлежность.

Встреча с императором

Антиох тотчас сообщил о своей находке правителю Рима Адриану. Император тут же повелел слугам своим, чтобы они привели отроковиц во дворец. Те бросились выполнять приказ царя и, очутившись на месте, объявили волю Адриана Софии. Мудрая женщина, да и дочери ее сразу же поняли, зачем император хочет их видеть, и помолившись Богу, отправились в царские палаты.

Очутившись перед троном, на котором восседал Адриан, пришедшие не выказали ни страха, ни тревоги. Напротив, в глазах всех четверых плескалась радость, а на лицах читалось спокойствие. На вопросы, задаваемые императором, отвечала София. Она не скрыла, что является христианской, как и дочери ее. Речи Софии были полны такой мудростью, что Адриан даже не пожелал вступать с итальянкой в словесную перепалку. Он поступил иначе: послал своих «гостей» к богатой женщине по имени Палладия, дабы та наблюдала за четверкой, а через три дня назначил суд. София воспользовалась короткой передышкой и все отпущенное им время поучала дочерей в вере, настраивая на совершение подвига и укрепляя. Девочки внимали словам матери своей с умилением и радостью в сердце, в нетерпении ожидая часа страшных мучений, коим должны были скоро подвергнуться.

Наступило время суда. София с детьми вновь предстала пред императором. Адриан стал льстиво увещевать христианок сладкими речами, надеясь, что они согласятся на его условие. Царь обещал девочкам за поклонение идолам языческим почести, славу, жизнь во дворце в статусе его дочерей. Но отроковицы наотрез отказались предавать веру свою. причем отвечали так умно, что правитель поинтересовался у Софии, сколько лет ее детям и какие имена они носят. Оказалось, что Надежде на тот момент было 10 лет, Любови девять, а Вере двенадцать.

Мучения и гибель святых

Получив такой ответ, Адриан пришел в изумление: не по годам умно рассуждали девочки. И снова стал он принуждать детей обратиться в язычество. Сначала обратился он к Вере с предложением принести жертву богине Артемиде. Когда та ответила царю отказом, ее предали мучениям на глазах у сестер, матери и иных присутствующих. Девицу били по обнаженному телу, наносили раны, укладывали на раскаленную докрасна решетку. Но отроковица не кричала от боли, из ран ее лилось молоко, а на коже не оказалось в итоге ни малейшего ожога. Когда Веру бросили в котел с кипящей смолой и маслом, и девочка, вместо того, чтобы свариться заживо, распевала песни, у Адриана больше не осталось ни одной идеи, и он приказал казнить мученицу через усекновение мечом. Услышав приговор, Вера обратилась к матери с просьбой о молитве и к сестрам с назидательными наставлениями и укреплениями в вере, затем поцеловала, обняла своих родных и мужественно приняла смерть.

Далее император стал увещевать поклониться богине Артемиде другую сестру – Надежду. Но и она не пожелала воздать почести языческому идолу, а захотела присоединиться к погибшей Вере. После слов таких император предал Надежду нечеловеческим мучениям: отроковицу сначала долго били, затем бросили в огонь, наконец, повесили и стали истязать когтями из металла. Святая же прославляла и благодарила Бога, а от тела девочки исходило благоухание. Много мерзостей еще творил Адриан с бедным ребенком, но сломить волю мученицы ему не удалось. Надежду, как и Веру, император приговорил к усекновению мечом. Приказ был исполнен без промедления.

Настал черед младшей сестры Любови. Ее царь точно также начал просить поклониться языческой богине, и точно также столкнулся с неповиновением, а после обрек на физические страдания. Любовь растянули на колесе и долго избивали палкой. Затем отроковицу бросили в разожженную печь, но огонь не причинил святой вреда, зато, выйдя наружу, погубил многих нечестивцев, стоящих вблизи. Еще немного помучив Любовь, император, не в силах далее выносить собственного позора, приказал казнить девочку. Святой отсекли голову.

София положила тела дочерей своих в один гроб и погребла с почестями на холме. В течение трех дней святая молилась на могиле детей Творцу, а затем и сама почила с миром. Ее похоронили христиане, определив рядом с Верой, Надеждой и Любовью.