АРХСТОЯНИЕ 2018

31.07.2018

Впервые съездил на Архстояние.

Много о нем слышал, всегда с восторгом рассматривал фантастической красоты фотографии, знал, что это — крупнейший в Европе и безальтернативный в России фестиваль редкого жанра «лэнд-арт» с уймой арт-объектов, но вырос в городе, радикальный урбанист практически, природа скорее пугает, а хождение босиком по траве воспринимается как пытка.

Но в этом году фестиваль совершил беспрецедентный для себя шаг. Впервые за все время проведения фестиваля на территории Арт-Парка Никола-Ленивец вместо возведения новых архитектурных объектов, фокус был сделан на выстраивание пространства единого спектакля.

Парк заполонило невиданное количество музыкантов, художников, перформеров, актеров. Представители исполнительских искусств были призваны осмыслить годами формирующееся архитектурно-ландшафтное пространство Никола-Ленивецкого парка.

Все это через исследование богатой темы ритуалов — ежедневных, локальных или глобальных действий, отражающих цикличность и часто определяющих природу нашего существования.

Свадьбы, похороны, общение с Абсолютом, обмен историями друг с другом, метафизическая связь сна со смертью, потребность в одежде и ритуальность смеха и осмеяния — вот лишь немногое, что заполнило и оживило в этом году обширную территорию, помогая посетителям находить новые способы взаимодействия с ландшафтными архитектурными объектами и за счет этого открывать новое в себе.

Так Алексей Коханов​ и Мария Кечаева предложили зрителям принять участие в «ПОХОРОНАХ МУХИ» — ритуальной процессии, берующей свое начало в обряде славянской мифологии, связанным с поверьем о связи душ умерших предков и их возращении к своим потомкам в образе насекомых.

Известная ротонда Архстояния, на время фестиваля стала храмом «БОГОБОТА». Юлия Чернышева, Юрий Свердлов и Александра Орлова допустили смелое предположение, что искусственный интеллект в переизбыточном потоке информации смог переписать сам себя и стал Создателем. Обычный чат-бот стал Богоботом. И все посетители могут обратиться к нему с индивидуальным вопросом, испытывая новый формат таинства исповеди в век цифровых технологий.

Курс Ю. Муравицкогоактерский факультет МШНК​ разыграли в верхнем квадрате Версаля парка настоящий «СВАДЕБНЫЙ ПИР», исследуя в своем трехчасовом перформансе один из самых древних ритуалов человечества, сопровождая его устоявшимися для России клише и неизменными атрибутами современности. Постепенно сельский пир на глазах зрителей превращается в сюрреалистическую вакханалию.

В пространстве «Огород-компост» «СОЛНЕЧНЫЙ ПЕРФОРМАНС» от автора и единственной исполнительницы — Анастасии Беловой стал одним из наиболее драматичных высказываний о неумолимом ходе времени и процессе старения. На протяжении всего (!) светового дня художница простояла в виде живого олицетворения солнечных часов, сменяя за все время три положения, символизирующие человека в разные периоды его существования.

Дарья Лисицына, Василий Ревякин​ и Дмитрий Степашин возвели в зоне «Манхеттен» инсталляцию из палаток, которые за счет датчиков движения, включались, когда кто-то проходил мимо, и начинали рассказывать свои «ПОДСЛУШАННЫЕ ИСТОРИИ». Это истории реальных людей, зачитываемые не профессиональными актерами, напоминающие о том, насколько внутренние ситуации нашего внутреннего общения хорошо слышны снаружи.

Галина Измайлова и Тамара Шипицина создали мощнейшее высказывание «ВЕРЕНИЦА ВЕЩЕЙ» о значении и смысловой трансформации базовой потребности человека в одежде. С 8 утра до 16 часов дня происходило сшивание в единый шлейф различных элементов одежды, символизируя попытку воссоздать весь объем типичных вещей, их ритуальной функции, способа идентификации, маркировки и утверждения статуса. С 16:00 до 0:00 в этом шлейфе художница размерено шествовала по разным локациям парка, демонстрируя посетителям тот след, который оставляет на земле среднестатистический человек. А в полночь посетителей ждало символическое «жертвоприношение» этого шлейфа.

На «Поляне Бисмарка» Сергей Рябов создал объект «УСЫПАЛЬНИЦА», выполненный из поролона, и, как следствие, отпечатывающий в себе воспоминания о людях, которые им пользовались. Абсолютно каждый может расположиться в «Усыпальнице» и испытать близость сна к смерти и превращение формы спящего тела в слепок, подобный могилам.

Наиболее театрализованным и драматургически законченным высказыванием стало заклятие смехом в лесной чаще «САРДОНИЯ ХЕРБА» от Юрия Квятковского, Михаила Дегтярева и Марии Здрок, развернувшееся в пространстве «Березки». Сильное по воздействию исследование явления ритуального смеха, известного во многих культурах с самой древности, центральным элементом которого стал Сардонический смех из культуры Древней Греции — язвительный смех утраты, жертвы и отречения. Таким смехом смеялись старики на острове Сардиния, которых травой Сардония Херба травили свои же сограждане, чтобы те не стали обузой для общества. В результате всем посетителям Архстояния было доступно пережить Смех как сакральное действо и увидеть природу смеха с иной стороны.

Главным же событие для фестиваля стало участие в нем в этом году театра голоса «Ла Гол​» под художественным руководством Натальи Пшеничниковой. Разные объекты обретали свое звучание. Через синтез человеческого голоса, положения тела в пространстве, индивидуальности носителей голоса и жесткой дисциплины музыкального текста все пространство парка стало площадкой для масштабного перформанса «КНИГИ ПЕСЕН И ПЕРЕМЕН». Сочетание творчества классика послевоенного авангарда композитора Джона Кейджа, находившегося под влиянием философа слияния с природой и «гражданского неповиновения» Генри Торо и творчества молодого российского композитора Кирилла Широкова, исповедующего «полное отсутствие всего» или «присутствие Ничего» породило форму перформанса в виде «гадания по книгам». Зрители, предварительно задав себе животрепещущий вопрос, вытягивали специальную карточку с указанием места и времени получения ответа. И проходя по ландшафту парка, находили это место, чтобы услышать ответ, открытый для интерпретации.

Такое органичное и тактичное обращение со средой, не только с архитектурными объектами, но и с непосредственно с природой, увенчалось часовым исполнением на Красной сцене программы из «Книги Песен» Джона Кейджа. Неприлично редко исполняемое в России произведение, абсолютный музыкальный шедевр 20-го века, был предъявлен с щепетильным вниманием к деталям и с обязательным поднятием флага анархии в момент исполнения в оптимистическом духе рефрена с текстом «The best form of government is no government at all» («Лучшая форма правительства — это никакого правительства»). Практически гимн Архстояния! Грандиозное исполнение, которое вместило в себя всю масштабность фестиваля, знаменуя слияние аграрной культуры с высокой культурой цивилизации. Кажется еще не все посетители фестиваля и подозревают насколько историческое событие состоялось в этом году в парке Никола-Ленивца.

В результате такой насыщенной программы (а она куда обширнее, мне удалось застать только один день из трех) объединились все смыслы фестиваля - АРХитектура, АРХетипы, АРХаика, АРХив и, конечно, анАРХия. Пришедшее из греческого слово «-арх-», которое в русском языке мутировало в дополнительные словообразовательные элементы — «архео», «архи», «архе» — означает не только «древность», но и этом «верховность».

И «новый образ жизни», который много лет пропагандируется фестивалем, но в какой-то момент перерос в душевное запанибратство с кострами, палатками, медовухами, песнями и футболом, символизирующими русскую «любовь к природе», вновь обрел первоначальный манифест — художественный протест против привычной искусственности, пластмассовой эстетики и безжалостной коммерциализации искусства.

Радикальный, но совершенно необходимый шаг.

Так темой Архстояния этого года стало «СО-ЗДАНИЕ», обращая внимание, что в фокусе внимания теперь не столько сами здания и их вписываемость в природный ландшафт, сколько тонкие и не всегда уловимые связи, окружающие и наполняющие эти сооружения смыслом и новыми функциями.

В следующем году фестиваль разовьет эту тему. И «СО-ЗДАНИЕ» станет «СО-ТВОРЕНИЕМ». Под конец дня программа следующего года приоткрылась.

Но о том, почему в следующем году нам всем придется собраться на Архстоянии, и как это связано с новой оперой, расскажу отдельно ближайшее время.

Очень обширная, красивая и важная история!

А пока....

Вывез из Никола-Ленивца столько интересностей, сколько удалось унести, и смонтировал их в отдельный обширный репортаж, который можно посмотреть в оригинальном посте в фейсбуке.

Посмотрите, если пропустили фестиваль в этом году. Приятное вышло видео — много солнца, зелени и хорошей музыки (за что опять же отдельное спасибо «Ла Гол»)

А попутно понял про себя интересную вещь.

Анархия в искусстве, в мыслеформе, в ее выражении — это хорошо, это абсолютно the best form of government.

Но с точки зрения организации фестиваля, обеспечения посетителей доступной едой, водой (литр обычного магазинного сока за 400 рублей — это, простите, что? причем прямо в официальном инфоцентре!) и создания комфортной дружелюбной инфраструктуры, хотелось бы какой-то регуляции и изменений в сторону цивилизации.

Надеюсь, что с новым вектором развития и внимания к исполнительским искусствам, взятым фестивалем в этом году, неизбежно придет новая аудитория с новыми запросами, и решение по их удовлетворению — вопрос времени.

___________
Видео, фото, обсуждение и комментарии:
https://www.facebook.com/inner.emigrant/posts/484226288692946

Самые свежие обзоры и обсуждения театральных и музыкальных событий всегда первыми в Facebook:
https://www.facebook.com/inner.emigrant