Così fan tutte | de Keersmaecker

Посмотрел наконец горячо обсуждаемую премьеру начала этого года из Opéra Garnier — "Così Fan Tutte" («Так поступают все женщины»). Привычно это – опера с весьма корявым сюжетом: два молодых человека на спор решают проверить преданность двух своих подружек. Они нелепо переодеваются. О, чудо — не узнаются. И, проявив коварную настырность, соблазняют-таки подружек друг друга, отчего сами не рады. Но великий да Понте прописал либретто настолько остроумно и виртуозно, что все неловкости и нелепости становятся лишь фоном для поиска свободы и границ любовной привязанности и анализа ее мимолетности. А Моцарт, используя такую функциональность сюжета, решил с помощью простого и наивного сосредоточиться на чувствах, подробно рассмотреть их глубину и интимность существования. И несмотря на обилие зубодробительных речитативов, музыка не просто больше и важнее, она составляет дополнительный пласт – выражает то, что не выразило либретто. Видимо такое наблюдение подтолкнуло известного хореографа, баронессу Anne Teresa De Keersmaeker к идеей визуализировать этот пласт в движении. Это не первый пример, когда хореографы решаются выступить оперными режиссерами, но точно первый, когда удается настолько удачно нарушить все жанры, изобрести новую форму и дать богатую почву к рассмотрению.

Идея de Keersmaeker состоит в том, что у каждого солиста (а их немного – персонажей в опере всего шесть) есть двойник-танцовщик. Важно, что эти танцовщики не иллюстрируют события (иначе бы получилось что-то совсем безвкусное). Важно, что они и не ударяются в полную абстракцию (что вряд могло удерживать внимание без малого 3 часа). Говоря совсем грубо и кондово, каждый танцовщик тут олицетворяет внутренний голос героя. Голос, который не только звучит и диктует, но и выражает намерения, желания и состояния. Который всегда реагирует как на происходящее, так и на реакции своего «хозяина». При этом главные солисты существуют тут же с присущей опере драматичной подачей, отнюдь не стоят истуканами и даже вовлечены в хореографию. Все это приводит к интереснейшему результату: танцовщики оказывают визуальное воздействие, оркестр воздействует через аудио, солисты еще и драматически, а уж если учесть необходимость читать субтитры – то добавляется и четвертое текстуальное воздействие. Все каналы восприятия (ну разве за исключением субтитров) равнозначно и полноценно задействованы, все существуют параллельно, и никто никому не прислуживает. Надо признать мозг за таким поспевает не всегда и периодически увлекается чем-то одним. А уж чтобы смотреть видео (которое в силу технической специфики всегда должно на что-то направить фокус, вырвать что-то в качестве важного) надо обладать не дюжей долей пространственного воображения. Здесь, как нигде, ты понимаешь, что смотришь не видео спектакля, а видео того, как этот спектакль видел режиссер трансляции. Реагируешь на реакцию.

Конечно хореография Кеерсмакер – главный козырь, она нечеловечески умна и красива. Как ее уже окрестили во французских обзорах – это «геометрическая хореография». Я бы с радостью пошел дальше и выделил в этой геометрии особую завораживающую симметрию. Работа на основе геометрических моделей подчеркивается минималистичной открытой белой декорацией с прозрачными панелями плексигласа и чертежом осей, углов и окружностей на полу (которые конечно нужны не просто для «украшательства», а служат вполне конкретным сценическим задачам). Кеерсмакер удалось превратить псевдокомичную, изрядно приправленную цинизмом оперу-буффа о разочаровании в любви, в историю о раскрытии потаенных переживаний, чувственных метаний и обнажить резонанс внешнего и внутреннего.

Из слабых моментов можно отметить решение вовлечь к хореографию оперных артистов. Особенно в те сцены, где и танцовщики и певцы выполняют одинаковые движения (а первые минут 20 оперы именно так и происходит, что требует от зрителя некоторой усидчивости для вовлечения). Дело в том, что мельчайший поворот головы, простейший наклон тела танцовщики выполняют с изяществом. На контрасте вымученность этих жестов у неподготовленных годами пластических упражнений певцов становится непреодолимо очевидной. Но состав тут молодой, гибкий, так что отторжения это не вызывает, скорее небольшое ощущение неловкости.

Исполнение, к сожалению, тоже далеко не виртуозное. Публика особенно радушно встретила исполнителя роли Дона Альфонсо, но и его исполнение несет скорее декламационный характер. Однако снова все спасает обаяние молодости солистов. А вот оркестр под руководством Philippe Jordan, получив от режиссера такую свободу на диктат музыки, приятно балует. Все темпы выверены. Даже многочисленным речитативам дирижер решил аккомпанировать лично, чтобы не терять темпов. Партитура звучит слегка старомодно, по школьному заученно и прилежно, демонстрируя того Моцарта, к которому все привыкли и от которого всем комфортно.

И получается, что музыка Моцарта здесь властвует. Солисты транслируют нарратив да Понте. В то время, как дублеры-танцовщики обнажают всю отмеченную чувством потери напряженность между текстом и музыкой.
Как вы понимаете, это редкий опыт, который абсолютно точно стоит испытать.

И мне, как человеку далекому от прекрас балетного мира, после просмотра очевидно, что абсолютно точно стоит купить билеты на «Фазу. Четыре движения на музыку Стива Райха», которую нам привозят щедрые умнички из фестиваля Territoriя. Мало того, что балет сам по себе легендарный (раз уж даже я о нем слышал и видел отрывки), так еще и сама баронесса Кеерсмакер впервые приедет в Москву и лично выйдет на сцену Театр Наций его исполнить. Не знаю как от такого можно отказаться. И не понимаю почему билеты еще есть. Так что если возникнет желание это исправить вот ссылка: http://territoryfest.ru/playbill/faza/

Боюсь, если сейчас замешкаться, то потом все, что останется – это, как говорит либретист да Понте, «сидя в саду жаловаться на свою судьбу ветру и мухам!»

__________

Источник материала: https://www.facebook.com/inner.emigrant/posts/325417797907130

Самые свежие обзоры и обсуждения всегда первыми в Facebook:
https://www.facebook.com/inner.emigrantDd

Telegram-канал:
https://t.me/inner_emigrant