Идиот | Дапкунайте. Диденко

'28 января 1881-го г. умиръ папа въ...'

Такая надпись с неразборчивым указанием времени, накорябанная испуганной десткой рукой дочери Достоевского на коробке с папиросами, хранится на столе в гостинной музея в Кузнечном переулке Петербурга. Ни часы, остановленные в момент смерти, ни томик Писания, по которому Федор Михайлович нагадал себе близкую смерть, ни даже посмертная маска из коллекции этого музея так много не говорят о нем, как эта страшная детская надпись. Именно попадая сюда, понимаешь, что тот демонический, пишущий объемные пугающие романы, бородатый человек со стены школьного кабинета литературы на деле был очень чутким и смешливым человеком. Человеком, который сам говорил, что зря его считают таким хмурым и угрюмым, все это внешнее и от болезни. Человеком, который вывел целую формулу как определить хорошесть человека лишь по его смеху. Человеком, который больше всего на свете боготворил детей и не выходил из дома без пригоршни конфет в кармане, лишь бы вызвать у случайно встреченного ребенка мимолетную улыбку. Человеком, для которого ребенок нес какое-то сакральное значение безвинности. Возможно поэтому в большинстве романов Достоевский демонстрировал всю несправедливость детской гибели.

Детская смерть и окружающая ее сентиментальность у Достоевского всегда – функция. Его герои так же функциональны. Он словно берет камеру обскуру, чтобы изолировать изображение человека в черной замкнутой коробке, перевернуть его и посмотреть сквозь маленькую щелку на то, как из него выходит все черное и звериное, оставляя в осадке лишь человечное. “Найти человека в человека” – так Федор Михайлович лично формулировал свою цель. И надо признать, хоть его метод и вызывает у кого-то обвинения в излишней чернушности, миссия удалась, а возможны ли для нее другие средства – пока так и остается неизвестным.

Роман “Идиот” – особый. Пусть это прозвучит иронично, но это – один из самых светлых романов Достоевского. Здесь автор решает сделать главным героем человека избыточной хорошести, почти Христа. И нет ничего удивительного, что этот герой у него ведет себя инфантильно, как младенец. Как нет ничего удивительного, что роман носит название “Идиот”.

Режиссер Максим Диденко берет этот роман и интерпретирует его в жанре черной клоунады. Где персонажи, как всюду у Достоевского, “ломают руки” – все их движения и трюки предельно ломаны. Где слово “наверно” употребляется еще в прежнем значении “гарантированно”, а не в нынешнем “может быть”. Где ключевые персонажи за счет жанра клоунады гипертрофируются еще больше. Их изображения — словно еще раз пропущеные через камеру обскуру проекции персонажей Достоевского. Они – не люди, но как говорил Ипполит в романе: “на человека хотят походить”.

У камеры обскуры есть один эффект: при сильном приближении объекты искажаются и размываются. Учитывая, что спектакль идет на малой сцене, где все происходит на расстоянии вытянутой руки, вся “нечеловечность” героев размывается и застывает в виде их клоунских гримас, оставляя все человеческое внутреннему переживанию артистов, задача которых этого "человека в человеке" передать в зал сквозь тонны грима, трюков и скованных, ломаных движений.

Конечно главная звезда здесь – Ингеборга Дапкунайте – князь Мышкин. Она – актриса какой-то другой школы, другого подхода к работе. При такой узнаваемой фактуре выдает такие непохожие друг на друга роли. И большая удача спектакля в том, что она может перенести свой богатый мировой опыт в эту самую что ни на есть русскую постановку самого что ни на есть русского произведения. Выдающийся Роман Шаляпин предстает же тут преимущественно в виде Настасьи Филлиповны. И после уже нескольких столь разных спектаклей с его участием он кажется одним из самых интересных и перспективных артистов-мужчин в Театре Наций. Такая травестийность постановки в свою очередь отсылает сразу и к шекспировскому, и к античному театру. Что особенно подчеркивают виртуозные, просматриваемые, сквозные декорации, где перформерам практически нет шанса спрятаться или покинуть их.

Помимо прочего у спектакля отлично подобранная форма, о которой вам сообщит еще девушка-капельдинер при покупке программки: “Внутри полное либретто, так как в спектакле ничего не говорят”. Сложно поверить, но действительно – спектакль пересказывает почти тысячестраничный роман практически без слов. Само же либретто – отдельный драматургический изыск. Его хочется использовать не только к спектаклю, но и к самому роману. Как и совершенно блистательные гениальные сцены с заматыванием глаз Настасьи Филлиповны, с глазами Рогожина и, конечно, с объяснением Мышкина и Аглаи. Все протекает стремительно, постоянно ускоряясь, воспаляясь (учитывая, что мы говорим о произведении Достоевского) и неизбежно принося нас на полной скорости к сильнейшему финалу. Потрясающе сочиненный и сложенный усилиями Константина Федорова спектакль, с немыслимыми видеопроекциями, решительно метающими нас между локациями и снова под виртуозную музыку Ивана Кушнира, внешне еще отсылающую к эстетике клоунады, но при этом выражающую ту самую глубокую сентиментальность Достоевского. Я даже, четно говоря, затрудняюсь разложить кто тут больше работы сделал и большего результата достиг. Это очень цельная вещь. Где глубокие и тонкие смыслы маскируются под слоями жирного и поверхностного грима комичности.

Как можно заметить из этого поста, я – большой фанат Достоевского. С большой опаской смотрю по нему спектакли, всегда преисполнен желчного скепсиса. И пожалуй до сегодняшнего дня было только два режиссера, которым я мысленно “разрешал” ставить его произведения. Но сегодня так приятно было увидеть, что кто-то может его так же чувствовать, так же понимать, любить возможно даже с большей силой, но именно той же самой любовью!

В меня попало, и я очень жалею, что так долго к этому спектаклю шел.

Спасибо!

А представить, что этот массивный роман можно было упаковать в шуточную клоунаду продолжительностью едва ли в полтора часа, я безусловно не мог. И сейчас на вопрос “А возможно ли это?” хочу всем ответить цитатой Мышкина:

“Совершенно и в высшей степени невозможно,

но непременно так должно быть.”

___________

Источник материала:
https://www.facebook.com/inner.emigrant/posts/346145692501007

Самые свежие обзоры и обсуждения всегда первыми в Facebook: https://www.facebook.com/inner.emigrant

Telegram-канал:
https://t.me/inner_emigrant