Кандидат | Шоу о выборе

В прошлом году Рамзан Кадыров на одном из федеральных (!) каналов запускал проект, где собирался "выбрать" себе помощника в формате реалити-шоу.

Этим летом фестиваль "Нашествие" проводил свои "выборы" Президента фестиваля, куда для обеспечения "избирательного" процесса пригласили не кого-нибудь, а лично Эллу Панфилову, реальную главу ЦИК. Она разумеется любезно согласилась, и все публикации в один голос подчеркивали, что ее приглашение гарантирует "оперативный и честный подсчет".

Ну и буквально несколько недель назад Ксения Анатольевна взбудоражила общественность неожиданным заявлением.

Для нашей страны "выборы" традиционно имеют формат шоу. Это слово у нас иначе как в кавычках и употреблять-то нельзя. Мы сами добровольно довели ситуацию до того, что на протяжении уже десятилетий (!) у нас на "выборах" – один кандидат, и никакой возможности даже просто проголосовать "против". Поэтому нашу публику игривыми шоу на эту тему не удивишь.

Однако для спектакля "Кандидат. Шоу о выборе" более уместной страны представить сложно. И вообще странно, что не мы такой формат придумали.

И да, это – действительно никакое не шоу, а самый что ни на есть спектакль с жестко прописанной драматургией и эффектным развертыванием действия. И да, его действительно придумали не мы, а бельгийская труппа Ontroerend Goed​. Однако на днях, усилиями импресарио Федора Елютина​, в одном из залов универмага "Цветной" прошла премьера нашей версии. Адаптация конечно, как это часто бывает, серьезно уступает оригиналу, а иногда и негуманно его насилует, но сам спектакль сочинен бельгийцами настолько виртуозно, что для всех, кто не видел родную версию (а такие почти все, что уж), станет настоящим открытием. Сегодня я видел как массивная группа людей, никогда прежде в театр-то не ходившая (ну разве что за чек-ин'ом или на премьеру к знакомым), полтора часа смотрела плотный текстовый спектакль с неглупым содержанием, при этом ни минуты не скучая и даже не вспоминая про телефон у себя в кармане (а это результат!)).

Хотя казалось бы, что изменилось?
Ну жмешь время от времени на кнопочки.
Однако эффект потрясающий!

В нашей версии ты заходишь в стильный 2-х этажный лофт, где расставлены стулья с мягкими подушками, где красуется барная стойка и сцена, представляющая собой некую вариацию боксерского ринга. На входе тебе мило выдают пульт для голосования и предлагают пройти к бару за бесплатным напитком. И вот, спустя несколько минут, действие начинается. На сцену выходит ведущий, и с помощью нескольких интерактивных голосований, призванных в юмористической и ненавязчивой манере обучить всех правилам пользования пультом, вначале рисует статистический портрет самой собравшейся в зале аудитории, а затем представляет ей 5 кандидатов.

В спектакле, конечно, любые спойлеры разрушительны, но о некоторых особенностях упомянуть стоит. Во-первых, создатели назидательно подчеркивают, что это – "не шоу о выборах" (этого мы и в реальности сейчас можем насмотреться вдоволь), это – именно "шоу о выборе". Разница значительна. И конечно, когда между пятью кандидатами выбираешь одного и осознаешь, что многое сфальсифицировано, кандидат один, и выбора вообще никакого нет — политические аллюзии и кризис нашей нынешней системы возникают в голове во всем монументальном величии своего позора. Но поражает то, что при таком воздействии, в спектакле вообще нет ни слова о политике.

Да, он демонстрирует как сильные, так и слабые стороны демократической процедуры. Да, невольно, благодаря во многом карикатурности нашей политической системы, один фрагмент комически точно, словно под копирку, совпадает с недавним объявлением Ксении Анатольевны (отчего зал приходит в неудержимый хохот), но это – скорее наши проблемы, чем проблемы спектакля. А спектакль же призывает нас осмыслить во-первых что руководит нами в нашем выборе, а во-вторых что на этот выбор влияет и как легко им можно манипулировать.

По сути каждый день, каждую минуту мы сталкиваемся с выбором. Он может иметь серьезные последствия, а может казаться микроскопическим по масштабам. Порой мы вообще не осознаем, что выбираем, но мы выбираем. Мы обречены выбирать, и даже отказ от выбора является выбором. Само решение отказа, пусть оно и выглядит привлекательным, имеет сильное негативное последствие: отказываясь от выбора, ты лишаешь себя права влиять на результат, в то время как выбор продолжает существовать, решение по нему принимается. Но уже за тебя и другими людьми. Тебе остается только уживаться с последствиями чужого выбора. И это одно из самых болезненных осознаний.

Спектакль, развиваясь, не повторяясь, не наскучивая от фазы к фазе (хотя вроде бы, ну жмешь на кнопочку, ну что меняется-то?) держит в напряжении, с каждой секундой, каждым событием вовлекая все глубже и глубже. Вообще, как я уже подчеркивал, удивительно насколько легче становится воспринимать текстовый спектакль с местами не самой виртуозной игрой, всего лишь от того, что у тебя появляется ощущение, что ты на что-то влияешь. Тут пожалуй впору выступить психологам с подробным анамнезом воздействия на человека его амбиций (даже подавляемых).

Разумеется, спектакль некоторый диагноз ставит. И даже как-будто единый для всех. Но вот именно момент выбора каждую минуту индивидуален. И даже люди из дружных компаний, которые вначале обменивались друг с другом своими вариантами ответов и посмеивались над их остроумностью, к определенному моменту начинают прикрывать свой пульт ладошкой, скрывая свое решение. То есть снова человек остается наедине с собой, своим опытом, своими ценностями и снова ищет свои ответы на свои вопросы. Вот только эти ответы теперь складываются, учитываются и фиксируются.

Поэтому, хотя сама канва спектакля от показа к показу не меняется, в зависимости от того какие люди будут вас окружать, ваш выбор будет меняться. Театральным же зрителям я рекомендую приготовиться: то ли от того, что это "Цветной", то ли от того насколько эта премьера выдалась "модной и громкой", то ли от того в насколько грамотное и горячее время спектакль представлен, в зале очень много нетеатральной публики с порой весьма тюнингованными лицами и словно от этого еще более пугающе пустыми глазами.

И хотя сам спектакль будет регулярно обращать ваше внимание на людей вокруг, их мотивации и образ мысли (а в этом узнавании уже нет ничего плохого), в первую очередь он будет демонстрировать лично вам природу вашего выбора и то с какой легкостью она изменяется под воздействием маркетинговых и манипуляционных процессов.

Пусть слишком часто кажется, что выбора нет, к концу все же понимаешь, что здоровое общество – то, где большинство прислушивается к интересам меньшинства и готово защищать их как свои.

А стать таким обществом – тоже выбор.
И в том числе о нем этот спектакль.

Даже не заикаясь о том, что мы дебатов-то уже четверть века не видели. А тут есть шанс хотя бы в театральной форме познакомиться с этим механизмом и понять его важность и пользу.

___________

Источник материала: https://www.facebook.com/inner.emigrant/posts/355074831608093

Самые свежие обзоры и обсуждения всегда первыми в Facebook: https://www.facebook.com/inner.emigrant

Telegram-канал: https://t.me/inner_emigrant