КТО И КАК ОПРЕДЕЛЯЕТ БУДУЩЕЕ ОПЕРЫ В РОССИИ?

31.07.2018

Опера про марсоход; опера-матрешка; опера, исследующая акустические особенности звука и среды; опера про разговор человека с искусственным интеллектом; опера про спасение таиландских детей из затопленной пещеры; и опера про культ воды…

Все это — одна большая и красивая история про то, кто и как прямо сегодня определяет будущее оперного жанра в России.

Началось все с того, что Екатерина Василёва задумала творческий и образовательный проект «коОПЕРАция», благодаря которому в прошлом году молодые композиторы и драматурги объединились в творческие группы, чтобы создать новые сочинения для музыкального театра и предложить свежий взгляд на границы оперного жанра и его место в современности.

Усилиями Натальи Сурниной​ этим проектом незамедлительно заинтересовался Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко​ и предоставил ресурсы к воплощению. В результате продолжительной и свободной работы в прошлом году на сцене театра прошли итоговые показы 8-ми совершенно новых опер и стали заметны новые имена.

Уже тот факт, что руководство театра Станиславского и Немировича-Данченко поддерживает и понимает важность поиска новых и актуальных путей развития музыкального театра свидетельствует о здоровом климате, рациональном менджменте и мощных перспективах для театра.

Но в этом году важный проект стал еще важнее и еще масштабнее.

Во-первых, в лаборатории «коОПЕРАция» расширился состав участников.

Теперь к драматургам и композиторам добавились режиссеры. И так сформировалось 6 творческих групп, которым предстоит создать 6 новых законченных оперных спектаклей соответственно.

Во-вторых, внушительно расширился список партнеров проекта.

Творческие группы получили доступ к внушительным музыкальным коллективам (среди которых значатся ГАМ-ансамбль​ и театр голоса «Ла Гол​»).

Но самым многообещающим решением этого года стало содружество лаборатории «коОПЕРАция» с фестивалем «Архстояние».

В итоге, шесть финальных проектов будут не только презентованы на малой сцене театра Станиславского и Немировича-Данченко в формате небольших зарисовок, но и в следующем году полномасштабно развернутся в ландшафте арт-парка Никола-Ленивец, вступая в новые способы взаимодействия с природной средой и знаменитыми арт-объектами.

Этот маленький шаг для лаборатории, но большой — для российского музыкального театра, поставил творческие коллективы перед новыми интересными задачами.

В процессе работы участникам этого года придется учитывать разницу сценического пространства, адаптируя спектакли как для небольшой черной коробки малой сцены театра Станиславского и Немировича-Данченка, так и для многообразия архитектурно-природного парка.

Итак, творческие команды сформированы. Работа над проектами у них уже началась. И в рамках фестиваля «Архстояние» этого года, в минувшую субботу, они презентовали концепты новых опер.

Так что давайте скорее узнаем, какое будущее нас ждет.

1. Композитор Николай Попов, драматург Таня Рахманова​ и режиссер Алексей Смирнов работают над мультимедийной оперой, которая вдохновлена Twitter -аккаунтом марсохода космического агентства NASA. У этого аккаунта миллионы подписчиков. Жители планеты завороженно наблюдают, как техники с Земли общаются с машиной на Марсе с помощью языка программирования. Этот язык программирования и станет основой для партитуры. Противопоставление живого и неживого (прошедшего через электронную обработку) звучания станет возможностью понять может ли машина быть человечнее людей.

2. Композитор Adrián Mocanu​ (Украина), драматург Дана Жанэ и режиссер Ася Чащинская разрабатывают проект с поэтичным названием «Ты был в воде, где я тебя видел». Команду вдохновили пространство озера и водные ландшафты парка Архстояние, которые стали созвучны творчеству испанского поэта Херардо Диего. Музыкальный материал будет написан в форме мистерии с использованием цитат на языке оригинала, в то время как сценическое и драматургическое воплощение будет обращено к самым магнетическим поверьям о воде и человеческому теготению оглянуться и посмотреть в прошлое.

3. Композитор Ole Hübner​ (Германия), драматург Кира Малинина и режиссер Капитолина Цветкова-Плотникова решили отказаться от прямого нарратива. Три автора задались вопросом, что их отличает друг от друга. И с учетом обнаруженной разницы предъявят в формате концерта три песни-баллады. По одной на каждого участника. Так участники исследуют важную в наше время тему дистанции людей друг от друга — как физической, так и психологической. Главный персонаж в опере планируется один, который будет выражен тремя голосами. Но наиболее интересен проект своей структурой. Оперный спектакль будет устроен по принципу матрешки. В декабре, в театре будет представлена первая история сюжета — иллюстративная история баллад. Видео- и аудио- контент с первого выступления станет неотъемлемым элементом второго спектакля на открытом пространстве Архстояния. И, если проект получит развитие, элементы первого и второго выступлений станут частью третьего.

4. Композитор Aleksandra Kaca​ (Польша), драматург Екатерина Бондаренко и режиссер Сергей Морозов, разрабатывая концепцию проекта, решили оттолкнуться от финальной точки — специфики конкретной локации парка Никола-Ленивец. В итоге их внимание привлек знаменитый павильон «Шишка». Подлинность материалов, отражение старения и клаустрофобическое ощущение убежища, исходящее от павильона навело авторов на параллель с творчеством австрийской писательницы Эльфриды Йелинек, которая известна своими политическими высказываниями и может несколько месяцев не выходить из дома. Главной темой новой оперы станет тема непростого выхода и клаустрофобичности. Сам павильон расположен далеко от людей, внутри него очень тихо. И эта акустическая особенность полной тишины, делающей объемными скрытые от слуха звуки, когда даже ветер кажется оркестром, станет основой музыкального материала, построенного на игре с акустикой.

5. Композитор Дмитрий Бученков, драматург Андрей Иванов и режисcер Елизавета Бондарь вдохновились нашумевшей историей спасения детей, запертых в затопленной пещере Таиланда, и решили предложить современной публике предельно нарративную и иллюстративную оперу, последовательно рассказывающую истории тренера Ако, погруженных в медитацию детей, принесшего им надежду и погибшего аквалангиста-спасателя и происходящего снаружи по всему миру в это время шума интернет-обсуждения. Дополнительным драматургически-музыкальным материалом станет линия мифологических существ, которые якобы незримо присутствовали вместе с детьми в той пещере.

6. И один из самых внушительных концептов предложила кооперация, в которую вошли композитор Артем Пысь, драматург Евгения Беркович​ и режиссер Юрий Квятковский. Они оттолкнулись от истории одного своего знакомого, который покинул тело, а его близкие, чтобы справиться с утратой, привлекли обширные связи и разработали некий чат-бот, позволяющий подпитывать иллюзию общения с умершим, вступая с ним в переписку. Эта история сублимации привела авторов к наблюдению, что человечество в своем стремлении найти высшую силу не сильно изменилось за минувшие тысячелетия. Меняются лишь технологии и средства. И так возникла главная тема оперы — бот, имитирующий то, что человек хочет сделать сымитированным. В результате возникли три ключевые фигуры оперы — компьютерный проповедник (которому человек доверяет свою духовную жизнь), компьютерный начальник (которому человек отдает контроль над своей социальной жизнью) и компьютерный возлюбленный (которому человек отдает свое сердце). Авторы не будут писать поэтических текстов, увлекаться фантастикой. Вместо этого они планируют встретиться с разработчиками искусственных интеллектов вроде Siri, Алисы и прочих, и понять, каким именно образом компьютерный алгоритм учится у людей в процессе общения с ними, как он развивается, получая от них информацию. Именно этот способ и ляжет в основу музыкального материала. А параллельно авторы собираются осмыслить потребность человека в таком «посреднике» в целом, обнаруживая в этом попытку преодолеть собственное косноязычие (неспособность признаться реальному человеку в любви, уволиться или напрямую обратиться к Богу). Прогоняя через такого посредника свою историю, человек учится говорить. Но это неминуемо приведет его к трагической экзальтации и экстазу в финале. Отдавая человеческое алгоритму, человеческое в итоге утрачивается.

Все 6 проектов предельно разные.

Какие-то более радикальные, какие-то крайне архаичные. Команды тоже объединены интересным образом. Где-то собраны сильные индивидуальности с твердым пониманием результата и намерением что-то высказать. Где-то ребята, погрязшие в банальностях. Но в большинстве команд видная теневая творческая доминанта, которая далеко не всегда становится лидером, и из-за этого становится ведомой на спорную территорию. И даже то, какая модель коопераций участников окажется успешнее, само по себе представляет антропологический интерес. Почти реалити-шоу от области искусства!

Да и сами проекты, как видите, обладают огромным потенциалом. И вполне способны пополнить мировое наследие музыкального театра.

Премьерные презентационные показы всех 6-ти проектов лаборатории пройдут в театре Станиславского и Немировича-Данченко 8-го и 9-го декабря 2018 года.

А уже следующим летом нас ждет масштабная история на Архстоянии, темой которой станет «СО-ТВОРЧЕСТВО». Шесть готовых опер развернутся в полном масштабе в разных локациях.

Что я вам говорил?
Такое совершенно нельзя пропускать. Так в настоящем создается будущее.

Обо всем постараюсь напомнить и вообще держать в курсе. Но лучше подпишитесь на страничку Cooperation-Lab​ и обновляйте сайт https://www.cooperation-lab.com/, чтобы следить за развитием лаборатории напрямую, без посредников. ;)

___________
Обсуждение и комментарии:
https://www.facebook.com/inner.emigrant/posts/484751791973729

Самые свежие обзоры и обсуждения театральных и музыкальных событий всегда первыми в Facebook:
https://www.facebook.com/inner.emigrant