Московская биеннале современного искусства | Что посмотреть, если ничего не понимаешь, и стоит ли понимать?

Ребята, сходил на открывшийся вчера основной проект Московской биеннале современного искусства в Государственной Третьяковской галерее на Крымском валу. Времени было мало, а хотелось в первую очередь познакомиться, словить атмосферу, постигнуть основной посыл и понять зачем туда ходить, если вообще надо ходить. Поэтому дотошного разбора всех экспонатов не ждите. К тому же я – тот еще искусствовед.

Первое, что сразу бросилось мне в глаза – красивые молодые люди с наполненными взглядами, облаченные в футболки с манящей надписью «гид», курсирующие между залами с экспонатами. При их виде тут же спешно покинул своих «сопровождающих» и побежал тестировать "уровень сервиса". В каждом зале, проносясь мимо каждой инсталляции, включал клинического идиота, делал большие глаза и просил рассказать «А это что такое?, «А о чем вот эта ерундовина мне должна говорить?», «А что художник увидел в этом?». Абсолютно на все я получал содержательный и дружелюбный ответ. Серьезно, меня охватила такая досада от того, что эксперимент по выводу сотрудников из себя проваливается, что на каждой новой жертве я испытывал новую ролевую модель. Кого-то просил вкратце, одним предложением все объяснить, мол я спешу, нет у меня времени тут ваше современное искусство еще изучать, недостойно оно напряжения очей моих. Кого-то наоборот внимательно слушал до самого конца и выжидательно так позыркивал: мол давай, продолжай, рассказывай дальше, мне интересно когда ты иссякнешь. Перед кем-то выдавал образ видавшего и не такое эксперта. С кем-то насмешливо пробовал перешептываться: мол совсем с ума посходили, такую хренотеню взгромоздили, а смысла ноль.

В общем мое суматошное курсирование по многочисленным залам на бешенной скорости само по себе со стороны могло вполне походить на перформанс «кретин и современное искусство». И должен вам сказать, что абсолютно (!) каждый, будь то молодой в модной красной маечке студент или штатная смотрительница, не просто мне не хамили, не просто давали ответ на очередной «дебильный» вопрос, они как-то подхватывали мою интонацию, мой тайминг, отвечали мне в той же поведенческой манере. Когда заканчивались аргументы, а моя настойчивость слушать дальше нет, они виртуозно перескакивали на вопросы «А что вам кажется?», «А как вы это воспринимаете?». В общем я не знаю, что у них за тренинги проходили, в какие переговорщики их готовили и с какими целями, но это привело меня в неописуемый восторг. Такой оживленной отдачи от сотрудников штатного музея с давно сложившейся коллекцией я не везде в мире встречал, а тут в конце долгого рабочего дня на масштабной биеннале, полной всяких странных всячин, да еще только вчера открывшейся.

Не уверен, что день на день обязательно придется, и кто-то где-то не останется недоволен, но я поймал себя на мысли, что стоило наверное пройти эти круги советского и постсоветского музейного ада с унижающими все живое вокруг себя горгульями-смотрительницами, чтобы настолько быстро и настолько далеко от него убежать. Ну и глупо наверное говорить, что хочешь фотографировать – фотографируй, хочешь снимать – снимай, да хоть видеоблог транслируй лайвом, как раз для таких целей у нас бесперебойный вай-фай к вашим услугам.

Сами экспонаты: как и подобает порядочной биеннале современного искусства, предельно странные и что-то с чем-то. Но! Их странность очень разная. То есть ты не успеваешь утомиться безумием ни на секунду. То на пути тебе возникают классические картины, то коллажи, то массивные инсталляции, то отдельные темные комнаты за плотными шторами с видео-инсталляциями, то какие-то ребусы (да-да!), то вдруг кусочек тропических растений в мыльной пене за плотно закрытыми дверями в звукоизолированной комнате, куда ты можешь войти, а можешь и пройти мимо, решив, что это техническое помещение. Все пространство каким-то виртуозным образом организовано. Всюду царит какой-то неестественный воздух свободы. Сделано все, чтобы замотивировать тебя смотреть и гадать чем еще тебя можно удивить. Ну и разумеется каждый экспонат, если уж он привлек твое внимание, несет в себе неожиданную мысль.

Понятно, что желая «всех посмотреть» и будучи увлеченным своим экспериментом, я проносился мимо искусства (а искусство мимо меня) как торнадо, но например маленький листик бумаги исписанный какими-то мелкими закорючками меня на секунду притормозил (видимо своей кропотливостью, напрочь диссонирующей моей поверхностности). И я бы может так и пошел бы дальше, заинтересовано хмыкнув. Но спасительная красная маечка мне рассказала, что у этого художника дома муравьиная ферма. Если не путаю, муравьев в ней где-то около пятиста. И все эти мелкие закорючки – не что иное, как их имена. Имена! Он дал муравьям имена, а потом так красиво их записал. Все до единого! Боже, храни этого человека, я его люблю!

В другом зале, наполненном японцами, меня притянула видеоинсталляция, где танцор заставляет повторять за собой движения робота-андройда. О, не показывайте это видео мимансу любой «классической» оперной постановки, они незамедлительно уйдут в запой при виде грациозности пластики, с которой движется этот андройд. В следующем зале с расставленными барными столами и стульями мне прямо в душу смотрел какой-то очень странный человек, с очень странным макияжем. Он что-то говорил, потом куда-то ехал, я не успел расспросить, что все это значит и зачем он так на меня смотрит, нужно ли ему от меня что-то, потому что на горизонте уже маячили слухи о каком-то квесте этажом выше.

Прибежал туда, там на постаментах стоят полусферы. У каких-то буква, у каких-то год. Все обладают запахом. Все надо нюхать. Находишь одинаковые – получаешь букву и год. Собираешь все, выстраиваешь года в хронологической последовательности и вуаля! — ты прочтешь слово. Не имея много времени и обладая не самым чутким нюхом, я отложил этот процесс до следующего раза (поэтому молю, не спойлерите слово). И обойдя оставшиеся залы направился напрямую к главной жемчужине – “Bjork Digital”, где и без того опаздывающего меня грозились не пустить, не взирая на экзальтацию, в которой я пребывал.

И вот здесь я должен нарушить игривую интонацию и сказать вполне серьезно. Когда я шел, я знал, что Björk подготовила какой-то экспонат. Организаторы рассказали, что эта инсталляция давалась им кровью. Бьорк и ее команда выставляли какие-то сумасшедшие требования, контролировали каждый миллиметр, что-то специально переделывали под наше пространство. Я, признаться, с очень большой любовью отношусь к самой Бьорк, к ее выразительнейшей индивидуальности и особенно к ее музыке, такой не похожей на все, такой неправильной и настолько чарующей, что она даже положила начало нескольким новым музыкальным жанрам. Но когда слушал рассказы о тех усилиях, с которыми эта инсталляция приезжала в Москву, малодушно думал: ну вряд ли они того стоили, это же наверняка такая история для фанатов (то есть мне вполне нужная и ценная) и для громкого имени на афише – просто чтобы привлечь людей посмотреть на современное искусство. И как я счастлив, что оказался не прав.

Инсталляция Бьорк, если без критических спойлеров – это шесть залов. В первом с двух сторон показывается видео, в то время как звучит космический трек Бьорк в каком-то сумасшедшем многоканальном звуке. Если аудиофилы достойны того, чтобы попадать в рай, то он их ждет тут. Во втором и третьем залах на всех надевают очки виртуальной реальности и демонстрируют три специально снятых безумно художественных видео. Ты побываешь и в космосе, и на исландском побережье, и даже у Бьорк во рту. А когда ты думаешь, что уже ничего более изумительного в твоей жизни не произойдет, в четвертом зале тебя ждет еще одна виртуальная реальность, где сначала ты под водой, а потом вне времени, где у тебя уже есть руки, где ты в полный рост передвигаешься в пронстранстве и должен этими руками делать неимоверно красивую вещь (не хочу спойлерить, извините). Абсолютно обалдевший и уничтоженный от такого, ты выходишь в пятый, предпоследний зал, где перед тобой ставят айпад, на котором записаны характерные звуки из музыки Бьорк, и ты, смотря на фоне документальный фильм, можешь из этих звуков собирать свой собственный сэмпл. Признаюсь, из этого зала меня тащили за уши. Я не мог оторваться от написания для себя новых треков певицы. Именно таких, какими бы я хотел их слышать, какие бы она пела только мне и никому больше. В последнем зале же целый день по кругу крутят все клипы Бьорк, и сдается мне он нужен в первую очередь для того, чтобы просто сесть и вспомнить где ты находишься, прежде чем выйти снова в реальность реальную.

Это абсолютный мастси, где у каждого видео свой глубинный, невероятно красивый смысл. Когда я впервые попробовал очки виртуальной реальности три года назад, я думал, что это либо для прожженых геймеров, либо атракцион, ну или чтобы опять же затащить меня в кино. Теперь я понимаю, что все эти пункты – шелуха и катушки. Виртуальная реальность – она была придумана для искусства. Технология еще несовершенна, у нее есть огрехи и условности, с которыми в других жанрах приходится мириться. Тут же их все художественно обыграли. То есть с развитием технологических возможностей вот конкретно эта инсталляция устаревать не будет.
Искренне желаю каждому человеку на земле эту инсталяцию увидеть, услышать и прочуствовать.

И здесь делюсь лайфхаком:
Эта инсталляция самая популярная, вход на нее группами: человек по 20, каждые 20 минут. Внимание: последний сеанс проходит за час до закрытия музея. После уже никак. Очереди только на запись могут достигать абсурда. Поэтому разумно сначала найти эту инсталляцию, записаться на определенное время, получить модную наклейку со своим временем и пойти осматривать другие достопримечательности.

И напоследок совсем серьезно:
Если я правильно понял организаторов, ухватил общую атмосферу и верно трактовал название “Заоблачные леса”, у всей биеннале есть единая магисральная идея. Тут есть “облачный” зал и “облачные” экспонаты, и есть обилие земных, природных объектов, в особенности деревьев с массивными корнями. Если еще лет 10 назад облако у нас было на небе, то теперь оно у нас в телефоне, в компьютере, оно везде, оно нигде, и в нем все наши жизни. Оно породило особое “облачное” искусство, оно вырастило свое “облачное” поколение, оно сформировало свое “облачное” сознание. И все ему предшествующее стало деревом. Деревом, глубоко корнями уходящим в историю, крепко цепляющимся за прошлое, за свою память, за свое наследие. Именно в диалог двух этих категорий попадает каждый посетитель. И можно как угодно относиться к современному искусству (даже так незатейливо, как я), но с важностью такого диалога и предоставляемого им опыта сложно спорить

И да, есть ироничный момент, о котором не могу умолчать: в одном из залов представлен экспонат, который прямо из этого зала уходит трубой на крышу самого музея, там он поглощает и конденсирует (ну или что-то в этом духе; физики, будьте снисходительны к лирику) реальные облака. И эта инсталляция находится в той самой “земной” части, с деревьями и корнями. Потому, что хоть облако тут и пристутсвует, оно совсем иного толка, оно уже “лесное”.

Биеннале продлится до 18 января 2018 года.
Работает: ВТ, СР, ВС: 10:00 — 18:00 | ЧТ, ПТ, СБ: 10:00 — 21:00 | ПН – выходной
Билеты стоят: | Взрослый: 500 ₽ | Льготный: 200 ₽ | До 18 лет — бесплатно

И последний лайфхак:
— на очень беглый осмотр всей экспозиции (без Бьорк) уйдет — минимум 2 часа;
— один сеанс инсталляции Бьорк занимает – минимум 40 минут (это если вы не залипнете в последнем зале);
— чтобы полностью и тщательно осмотреть всю биеннале потребуется минимум полный день.

Ну и если вам мало приятного, то
каждую среду вход бесплатный для всех.

Сходите, получите массу нового опыта, ярких эмоций, всмомните детское любопытство.

А я обязательно приду основательно на день.
Уже без истерики и суеты.

__________

Источник материала: https://www.facebook.com/inner.emigrant/posts/339634063152170

Самые свежие обзоры и обсуждения всегда первыми в Facebook:
https://www.facebook.com/inner.emigrant

Telegram-канал:
https://t.me/inner_emigrant