Слепые | ПТТ. Kotä Records

Не зная света и тени.
Cпектакль, который проходит в АБСОЛЮТНОЙ (!) темноте, обращаясь к самым глубинным человеческим страхам и фобиям — "Слепые" по одноименной пьесе Метерлинка от Проект-театра "Питерская театральная тусовка" (ПТТ).

Метерлинк – конечно в своем увлечении философией символизма подобрался почти к священному Граалю. Его тексты плотны, насыщенны символами. Каждое произведение порождает массу трактовок, которые все как одна – настолько же точны, насколько и ошибочны. А уж "Слепые" – недостижимая классика жанра, что автоматически делает пьесу категорически невозможной к какой-либо постановке. Я стараюсь отслеживать все заметные постановки по Метерлинку и "Слепых" прежде видел аж в 5-ти вариантах (как наших, так и иностранных). И все как одна, при своих достижениях и провалах, оказывались совершенно беспомощны перед величием текста.

Как и подобает жанру, пьеса открывается перечислением действующих лиц. Как правило, в театральных версиях эту информацию опускают, но именно с ней сталкиваешься, и именно здесь понимаешь с чем имеешь дело. Судите сами:

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА
Священник.
Первый |
Второй } слепорожденные.
Третий |
Самый старый слепой.
Пятый слепой.
Шестой слепой.
Три слепые старухи, погруженные в молитву.
Самая старая слепая.
Юная слепая.
Слепая помешанная.

Все они потеряны где-то в "старом-старом, первобытном северном лесу под высоким звёздным небом", ведомы неизвестно откуда и неизвестно куда пожилым поводырем, находящимся в «в мёртвой неподвижности». Они ничего не знают о мире. Они ничего не знают о себе. Об окружающей действительности и своем положении. Их локация со всех сторон ограничена. Они заперты в постоянном ожидании. Ожидании лучшего, разумеется. Но достижимо ли оно, или пребывая в этом ожидании они дожидаются лишь смерти – один из главных лейтмотивов пьесы.

Здесь господствует редкая атмосфера отсутствия. Атмосфера лишенности, где мельчайшее событие имеет громадные масштабы. И идея режиссера Наталья Горба не только метафорично, но и физически приблизить к этим условиям зрителя выглядит многообещающе. Спектакль стремится погрузить зрителя в тотальную темноту. И надо признать, эта задача выполнена идеально. Именно технически идеально.

Ты входишь в зал, держась за руку другого зрителя. Стоит ее отпустить – и ты потерян. Тебе останется только двигаться наощупь в ожидании, что кто-то обратится к тебе с вопросом "потерялись?" Вся твоя свобода действия – это тактильно и вслушиваясь в звуки и запахи осмыслять пространство вокруг себя.

Надо признать, что такая простая и на первый взгляд незначительная условность, как лишить зрячего человека в театре зрения – сама по себе для жанра фактурна. Если в опере еще существует деление "послушать" или "посмотреть", то в театре мы спектакли именно "смотрим" и советуем другим их "увидеть". И изъятие этой значимой характеристики – решение привлекающее. Получается своего рода квинтэссенция "театра переживания", где все происходящее – исключительно про необычный опыт и выход за рамки привычного существования.

Конечно в первые минуты обескураживает насколько травматичным может быть для нас опыт временного и, что важно, осознанного лишения одного из главных каналов восприятия. Это нескрываемая имитация, в которую каждый погружается добровольно, но все равно сталкивается с тревогой и дискомфортом. Видимо поэтому организаторы стараются максимально открыто предупредить, что ничего страшного со зрителем происходить не будет, он в безопасности, это все игра. Это лишь усиленно подчеркивает имитацию, что конечно несколько снижает градус вовлеченности, но глядя на легкую тень умиротворения на лицах особенно перепуганных перспективой войти неизвестное пространство с неизвестно чем внутри, невольно принимаешь неизбежность этой меры.

С пространством спектакль работает возможно даже более тщательно, чем со зрителем. Зритель тут обречен быть потерянным, поэтому его "комфорт" и его "восприятие" сильно зависят от индивидуального опыта, интереса и вовлеченности. Здесь снова успех спектакля у каждого зрителя напрямую зависит от его желания и старания себе этот спектакль сыграть. Пребывание в привычной театральной созерцательно-пассивной позиции тут скорее всего принесет разочарование. У каждого в руках есть свой набор "артефактов", с которым каждый может взаимодействовать когда и как захочет. Под ногами время от времени так же будут возникать объекты, которые неизбежно потребует осмысления.

Но наряду с достижением действительно тотальной темноты, одной из самых сильных и живописных сторон является саунд от Kotä Records. Они отлично умеют обращаться со звуком и по факту из мельчайших шумов, тресков, шорохов и природных звуков создали свой спектакль, который значительно превосходит даже текстовую сторону.

В целом, я не могу сказать, что спектакль как-то поощряет старание зрителя. Все остальное, за исключением изъятия света, лишения зрителя зрения, организации пространства и эффектной работы со звуком, представляет самый что ни на есть традиционный текстовый театр, с весьма агрессивной подачей. Но опять же, ожидать от меня оценки интерпретации этой пьесы при столь трепетном к ней отношении – как минимум неправильно. Любой посредник, пытающийся возникнуть между мной и текстом обречен, и это, разумеется, моя проблема, а не проблема спектакля. Но трактовка тут присутствует, причем не только в подаче, но и в финале, что на мой взгляд несколько обесценивает многозначность источника. Поэтому отмечу, что заранее знать содержание произведения, читать его – в данном случае скорее недостаток. Чем меньше вы осведомлены о пьесе, тем лучше. Наверное идеальный зритель – тот, кто вообще не догадывается о ее существовании.

И тут есть своя интересная особенность. ПТТ знаменита многими попытками воплотить различные интересные перформансы, но наверное максимальной известности достигли их проекты по Бродскому ("Бродский.стихи" и "ДоБро"). Что в принципе неудивительно, учитывая повышенный интерес к самому Бродскому, которого сейчас можно встретить и в инстаграмме, и в качестве статусов вконтакте, а с недавних пор его даже "танцуют" на федеральных каналах. Уместность этих цитат – отдельный разговор, но здесь примечательно, что "Слепые" именно своей интерпретацией достаточно далеко отходят от Метерлинка (который на афише значится) и максимально близко подходят все к тому же Бродскому (которого на афише нет). А учитывая частое обращение Проект-театра к творчеству Иосифа Александровича, разумеется расценивать это "попадание" как случайное не стоит. Тем более попадание в одно из самых популярных и распространенных его стихотворений "о слепых музыкантах".

Когда проходишь в полной темноте к своим местам невольно вспоминаешь "слепые идут наощупь". Но когда остаешься один на один с саундом от Kotä Records, отражающимся от сводов выполненного из кирпича интерьера Боярских Палат, все сомнения развеиваются и в голове отчетливо возникает "А музыка — в них упрётся. Музыку поглотят камни."

Крайне вероятно, что это стихотворение возможно даже послужило мотивацией к создания всего спектакля. Но то, что спектакль, анонсирующий Метерлинка, фактически дает возможность пережить великое стихотворение Бродского, в каком-то роде только добавляет ему шарма.

Два показа будут еще сегодня, и здесь традиционно должна быть ссылочка на покупку билетов, но к сожалению (или к счастью) билетов уже нет. Они раскуплены. Поэтому всем заинтересовавшимся могу порекомендовать только подписаться на ПТТ и ждать анонсов следующего блока. А вместо билетов, воспользуюсь случаем, и приведу тут произведение Бродского полностью (ну как уважающий себя блогер может удержаться от постов со стихотворением Бродского в наше время?!):

Слепые блуждают
ночью.
Ночью намного проще
перейти через площадь.

Слепые живут
наощупь,
трогая мир руками,
не зная света и те́ни
и ощущая камни:
из камня делают
стены.
За ними живут мужчины.
Женщины.
Дети.
Деньги.
Поэтому
несокрушимые
лучше обойти
стены.
А музыка — в них упрётся
Музыку поглотят камни.
И музыка умрёт в них,
Захватанная руками.
Плохо умирать ночью.
Плохо умирать
наощупь.
Так значит слепым — проще.
Cлепой идёт
через площадь.

___________

Источник материала: https://goo.gl/ukz2kQ

Самые свежие обзоры и обсуждения всегда первыми в Facebook: https://www.facebook.com/inner.emigrant

Telegram-канал: https://t.me/inner_emigrant