Vertigo Bird | Iztok Kovač

Не спрашивайте где и как, но откопал тут в интернете нечто очень завораживающее своей странностью. Современная хореография, которая упакована в формат видеофильма. Все как мы любим, и как вы понимаете, имея склонность к мазохизму, я не мог пройти мимо такого сочетания.

Субстанция эта носит название "Vertigo Bird" (тут есть сложность с трактовкой перевода, но "vertigo" – это (голово)кружение, а "bird" – птица, можете собрать свой смысл) и представляет собой 32-х минутную кинокартину, полную танца и движения.

Поставил это хореограф Iztok Kovač, который судя по всему очень мало кому известен, но который в 90-е собрал в Бельгии свою труппу EnKnapGroup, которую затем перевез в родную Словению, откуда уже они с весьма громким успехом в Европе формулировали и закладывали собственную неповторимую эстетику. Одним из главных их достижений и стало видео "Vertigo Bird" – хореографический спектакль-фильм-балет, невозможный без камеры, глубоко переплетенный с возможностями киномонтажа.

Танец здесь начинает концентрироваться на теле и пространстве. Пространство выбирается изолированное. Как, например, мир шахтеров: мир формальных и моральных и правил; мир, продуцирующий собственный изолированный опыт. Все происходящее становится продиктованным правилами реальности, поступающими "извне". И именно роль этого "извне" и берет на себя камера – инструмент, фиксирующий событие в современном контексте. Все это создает неизбежный магнетизм и делает камеру не раздражающим, каждую секунду вырывающим из действия диктатором, а органичным и единственно доступным рассказчиком.

Действие недолгое, но совершенно шаманское, выдергивающее из повседневности на более продолжительное время, чем длится видео. Виртуальный характер миров, который может существовать только в их физической реальности, связан в поэтической структуре с помощью инструмента истинной иллюзии, устройства, способного имитировать время. С его помощью мир современного танца приобретает измерение прошлого, истории, собственной субъективной памяти, в то время как мир шахтеров отражает противоположное: из бесконечного вала веры и надежды он вступает в настоящее, современное время, в объективность. Соединение головокружительное, опьяняющее и отчуждающее, подобно взглядам, улыбкам и комментариям шахтеров, наблюдающих за выступлением танцоров в зале, где в то же время повседневная жизнь идет своим чередом.

Одним из самых главных устроителей этой напряженной, магнетической атмосферы является композитор Boris Kovac. Его музыка опирается на сербские и венгерские фольклорные традиции, сочетая их с широким спектром инокультурных заимствований, вплоть до аргентинского танго. Здесь он предлагает совсем камерную музыку, которой весь танец дышит. И возможно именно из-за этой музыки я вообще залип на "фильм-балет" и пишу все это тут.

Ближе к концу, на экране появляется текст, объясняющий нам законы нового разворачивающего перформанса. Перед нами группа танцовщиков. Каждый из них может стать "вождем". Когда кто-то вождь, все остальные автоматически становятся "племенем". Звание "вождя" передается от одного танцовщика другому просто вербально, и не это главное. А важно тут то, что "вождь" может выбирать между двумя моделями:
1) двигаться по фиксированной программе, знакомой и заученной всей труппой:
2) или по свободной программе, которая тоже может быть заученной им предварительно, может быть чистой импровизацией – главное, чтобы оставшиеся участники труппы ее не знали.
Выбор каждый новый вождь делает самостоятельно.

"Племя" в свою очередь является ритмической поддержкой вождя и могут двигаться по четырем заданным моделям:
1) повторять движения за вождем;
2) остановиться/замереть;
3) нарушать, разрезать движения вождя;
4) или группироваться
Выбор каждое новое племя делает самостоятельно.

И за тем, как происходит этот выбор, как нагнетается энергия от смены вождей, как реагирует племя на нового вождя – наблюдать невероятно захватывающе. Благо, камера все удачно передает, поскольку здесь она важный и органичный элемент.
И, честно говоря, даже поучаствовать в таком перформанса самостоятельно очень бы хотелось (пусть даже на примитивно-бытовом уровне).

А теперь, внимание, аттракцион невиданной щедрости!
Посмотреть полностью и без купюр можно прямо в оригинальном посте в Facebook.
Продолжительность крохотная, качество не идеальное (ну 90-е годы, имейте совесть).
Но зато никуда не надо идти и ничего не надо качать.

Знакомьтесь и наслаждайтесь!

__________

Источник материала: https://www.facebook.com/inner.emigrant/posts/333819650400278

Самые свежие обзоры и обсуждения всегда первыми в Facebook:
https://www.facebook.com/inner.emigrant

Telegram-канал:
https://t.me/inner_emigrant