ЗДЕСЬ ГОРИТ ФАКЕЛ ЛЮБВИ | «Оттон», Гендель | Московская филармония

22.06.2018

Это случилось!

Редчайшая, долгое время забытая опера Генделя, которая до сих пор и в мире-то звучит нечасто, впервые (!) за почти 300 лет прозвучала в России в совершенно звездном даже по мировым меркам составе.

И теперь это историческое исполнение доступно на видео.

Опера «Оттон», несмотря на сложные отношения с публикой, — знаковое событие в богатом творческом наследии композитора. Это — первая "новая" опера, которую он написал для Королевской академии музыки в Лондоне.

Сюжет вдохновлен историческими событиями:

борьбой за власть в Риме между королем Германии Оттоном и королем Италии Адальбертом.

Это противостояние для Генделя имеет огромное значение. Только вдумайтесь: композитор родился и получил образование в Германии, затем переехал в Италию, где ему сопутствовал первый оглушительный успех. И вот теперь он перебрался в Лондон, где решил изобрести нечто новое, отказаться от "обкатанной" итальянской модели построения опер, даже не взирая на то, что английской публике та приходилась весьма по вкусу.

По сути через этот сюжет Гендель выясняет отношение с профессией и самим собой.

Бытует легенда, что композитор настолько страстно относился к партитуре «Оттона», что когда на репетиции одна из его фавориток и знаменитейшая на тот момент барочная певица Francesca Cuzzoni решила, что ария ее героини по гениальности и выразительности не дотягивает до ее таланта, композитор взял сопрано на руки и со словами: «Ты — дьявол! Но я — Вельзевул!» грозился выбросить ее из окна.

Эта генделевская страсть нашла проявление и в разработке сюжета, который обогатился любовным вымыслом. Короли Германии и Италии теперь борются не столько за римский престол, сколько за расположение принцессы Феофано. И любовный треугольник тут же дополняется Эмирено — братом Феофано, и Матильдой — бывшей возлюбленной Адальберта, на которой тот в конечном итоге и женится.

Отдельного упоминания требует Джисмонда — деспотичная мать Адальберта, которая пытается улучшить свое социальное положение за счет политических успехов сына.

Дело в том, что для Генделя это противоборство за любовь и римский престол между германским и итальянским королями — не новое. Композитор прежде, находясь в Италии, уже обращался к этому сюжету в работе над другой оперой — «Агриппина». Так что его возвращение именно к этой истории ровно в момент попытки выработать новый для себя стиль — совсем неслучайно.

В результате в «Оттоне» сошлись все элементы гения Генделя:

Запутанный и захватывающий сюжет, меланхолические арии фантастической красоты, разрывающие и тут же залечивающие сердце мелодии, яростные и сложнейшие для исполнения колоратуры.

Сошлось все и на первом исполнении в России в Концертном зале им. Чайковского Московской Филармонии!

Английский дирижер Christopher Moulds​ провел Государственный академический камерный оркестр России сквозь масштабную партитуру с необходимой ей страстной и насыщенной витальностью, но без неловкой чрезмерности, продемонстрировав очень тонкое чувство стиля. Звучание получилось идеальным: все еще энергичным и энергетическим, но уже не омраченным "итальянской" импульсивностью и эмоциональностью.

Английское сопрано Joanne Lunn наполнила партию принцессы Феофано ярким и светлым тембром, продемонстрировав выверенную исполнительскую точность и какое-то неземное чувство ритма.

Украинский контртенор Юрий Мироненко создал невероятно мужественный образ Адальберта, зачаровывая отработанностью своей вокальной техники.

И это несмотря на то, что в роли матери Адальберта, Джисмонды, выступила прославленное итальянское меццо-сопрано Anna Bonitatibus. Образ манипулятивной, властной, но в то же время разъедамой внутренним сомнением героини стремился доминировать с неумолимой вокальной силой.

Но главной жемчужиной стала исполнительница титульной партии Оттона — сопрано из Норвегии Marianne Beate Kielland​. Ее исполнение стало истинным событием вечера! В дополнение к предельно красивому голосу у этой певицы есть одно мощное достоинство — она умеет разговаривать музыкой, заставляя воспринимать мельчайшие нюансы, любые изменения как оповещения о чем-то важном. Даже знаменитому и страстно любимому многими Максу Эмануэлю Ценцичу, в свое время блиставшему и поражающему элегантностью колоратур в этой партии, не удавалось достигнуть такой музыкальной коммуникации и столь необходимой Оттону отстраненности и дистанции, которая воцарилась в Beate Kielland.

Просто послушайте это музыкальное чудо света в видео, приложенном к оригинальному посту в фейсбуке.

Исполнение получилось во всех смыслах историческим!

Редкая опера, не сулящая исполнителям каких-то видных ангажементов, предложений от крупных мировых оперных домов и обширных многолетних гастролей, была освоена и исполнена возможно лучшим на сегодняшний день составом.

Настоящий образец искусства ради искусства.
Pure art!
И истинный триумф Генделя в Москве, на который мы все так рассчитывали!

Особое же наслаждение состоит в том, что увидеть и услышать / пересматривать и переслушивать «Оттона» теперь можно в любое время дня и ночи вот по этой ссылке: http://www.meloman.ru/concert/g-f-gendel-otton/

Там даже впервые русские субтитры сопровождают все действие. Не отказывайте себе и друзьям в целительном и очень эстетском наслаждении!

//Вернулось прежнее спокойствие,
надменной гордыне нет здесь места.
Здесь горит факел любви,
Сжигая темные и предательские мысли.//

___________
Видео, фото, обсуждение и комментарии:
https://www.facebook.com/inner.emigrant/posts/448209738961268

Самые свежие обзоры и обсуждения театральных и музыкальных событий всегда первыми в Facebook:
https://www.facebook.com/inner.emigrant