4650 subscribers

ДУШИ ВОЛЯ

ДУШИ ВОЛЯ

Святой Макарий Великий

Душа имеет волю возопить ко Иисусу и призывать Его

Душе дана воля отвращать телесные члены и не допускать их до худых зрелищ, до слышания чего-либо лукавого и срамного, до непристойных слов, до занятий мирских и лукавых.
Душа, хотя изъязвлена язвами постыдных страстей, хотя ослеплена греховной тьмою, однако же имеет волю возопить ко Иисусу и призывать Его, чтобы пришел Он и сотворил душе вечное избавление.

ДУШИ ВОЛЯ

Преподобный Симеон Новый Богослов

Кто сочетал свою волю с Божественным Духом, тот сделался богоподобным

Плачу и сокрушаюсь я, когда меня озаряет Свет, и я вижу нищету свою и познаю, где нахожусь, и в каком бренном мире я, смертный, обитаю. Веселюсь же и радуюсь, когда помышляю о данном мне от Бога назначении и славе, видя всего себя украшенным невещественным одеянием, как бы Ангела Господня. Итак, радость эта возжигает во мне любовь к Тому, Кто подает ее и изменяет меня, – Богу. Любовь же источает слезные потоки и еще более просвещает меня. Послушайте вы, согрешившие, как и я, против Бога, постарайтесь ревностно подвизаться в делах благих, чтобы получить вам и удержать вещество невещественного огня (говоря: вещество, я показал Божественную сущность) и возжечь умный светильник души, дабы сделаться солнцами, светящими в мире и совсем невидимыми для живущих в мире, чтобы стать как бы богами, содержащими внутри себя всю славу Божию, в двух сущностях, то есть в двух природах, двух энергиях и двух волях, как говорит Павел (Рим. 7:14-25).
Ибо одна воля – скоропреходящей плоти, другая – Духа и иная – души моей. Однако я не трояк, но двояк, как человек: душа моя неизъяснимо связана с плотью. И все же каждая из частей требует свойственного себе, как тело еды, питья, сна, что я называю земными желаниями плоти. Когда же тело отделится от души, то ничего этого не ищет, но бывает мертвым и бесчувственным, наподобие глины. Всякое же желание (воля) души человеческой, мне думается, едино. Поэтому кто сочетал свою волю с Божественным Духом, тот сделался богоподобным, восприняв в сердце Христа, он поистине стал христианином от Христа, имея в себе вообразившимся единого Христа, совершенно неуловимого и поистине неприступного для всех тварей.
Но, о, природа непорочная! Сущность сокрытая, человеколюбие для многих неведомое, милосердие для неразумно живущих невидимое, существо неизменное, нераздельное, трисвятое, свет простой и безвидный, совершенно несложный, бестелесный, нераздельный и никакою природой неуловимый, каким образом Ты, о Царь, был видим, как и я, познаваем сидящими во тьме, носим на руках Твоей Святой Матери, связываем, как убийца, телесно страдал, как злодей, желая, конечно, меня спасти и опять возвести в рай славы? Таково Твое Домостроительство, Слово, таково пришествие, таково благоутробие Твое и человеколюбие, бывшее ради всех нас людей – верных и неверных, язычников, грешников и святых. Ибо явление Твое сделалось общим для всех спасением и искуплением.
Поелику... душа находится во всем теле и не оставляет без себя ни одной части, то необходимо следует, что волею души и управляется вся сия плоть, нераздельная с душой и не могущая жить без души.

Преподобная Арсения (Себрякова)

Когда человек живет земною жизнью, то он не может познавать, насколько дух его находится в порабощении, в зависимости от другого духа, не может этого вполне познавать потому, что у него есть воля, которой он действует, как, когда хочет. Но когда со смертью отнимется воля, тогда душа увидит, чьей власти она порабощена. Дух Божий вносит праведных в вечные обители, просвещая их, освещая, боготворя. Те же души, которые имели общение с дьяволом, будут им обладаемы.

ДУШИ ВОЛЯ

Инок Никодим

Пока душа носит на себе тело, не может знать чью волю на самом деле исполняет, а когда выйдет из тьмы века сего, узнает истинно какому духу служила, пока жила в теле. Поистине, неисповедимы пути Твои, Господи! Кто может знать благую и спасительную Волю Твою? Только тот, кто без остатка предал свою, поврежденную грехопадением волю под покров невидимых, но явно ощущаемых, крыл Духа Твоего. Только тот, кто без сомнения отринул от себя рабский плен праху (телу) и пошел во след Тебя, хотя по узкой, но спасительной тропе заповедей, приводящей к вратам вечного Царствия, постоянно памятуя неложное обетование Твое: Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет (Ин. 12:26).
Пока душа человека сопряжена на время земной жизни с телом, она не может видеть Истину, как она есть ясно, пока не очистится от пороков и ветхих страстей. Но, вместе с тем, имеет свободную волю, как сопрягаться с греховными приманками сатаны, так и отринуть их от себя, позволяя плоти только необходимое для поддержания жизни. И удерживать сего неистового коня (тело), как уздой постом, бдением и другими добродетелями, связывая себя ими "по рукам и ногам", чтобы не попасть в расставленные повсюду гибельные сети врага, улавливающего в рабство себе страстелюбивые души.