Изобретения, которые СССР украло и выдало за свои

Сегодня публикуют море информации, как ученые крали изобретения друг у друга, выдавая за свои. Это практикуется уже не одно столетие, а так как раньше запатентовать новое изобретение не представлялось возможным, зачастую и доказать кражу было сложно. Не брезговали заимствованиями удачных идей и в Советском Союзе. Казалось бы, в СССР хватало грамотных ученых, которые и сами часто затыкали западных специалистов за пояс, но и у нас не брезговали скопировать удачное изобретение и выдать за свое, особо не опасаясь за последствия. И неудивительно, ведь железный занавес буквально закрывал страну от глаз и ушей всего мира. Потому сделать это было куда проще, чем сейчас, во времена прогрессивного капитализма.

FORD MODEL A
FORD MODEL A
ГАЗ-А
ГАЗ-А

Начало работ под копирку было положено в автомобилестроении, в далеком 1932 году, когда с конвеера сошел первый ГАЗ-А. Мало кому известно, что техническую документацию на изготовление этих автомобилей Союз выкупил у Форда, а сама машина - практически полная копия известного FORD MODEL A 1927 г. выпуска. То есть, можно сказать, что наши официально выкупили лицензию на производство, что само по себе в те годы считалось нонсенсом, и было засекречено. Как и FORD MODEL A, ГАЗ-А развивал приличную по тем временам скорость в сорок лошадиных сил.

BMW 750
BMW 750
Советский Мотоцикл Урал
Советский Мотоцикл Урал

Среди других копий известных западных моделей автомобилестроения можно назвать мотоцикл УРАЛ, который фактически являлся аналогом BMW-750, и в этом случае ни о какой покупке лицензии речи уже не шло. Несколько мотоциклов было куплено в Швеции, затем перевезено в Москву, где их изучили должным образом и явили свету "новое" изобретение. Такая практика была довольно частой на то время, ведь автомобилестроение должно было развиваться в ногу со временем. И если не хватало своих идей, нужно было искать варианты на стороне.

 FORD MAINLINE 1953
FORD MAINLINE 1953

ГАЗ-21 "ВОЛГА" 1956
ГАЗ-21 "ВОЛГА" 1956

В 50е годы продолжилось активное "слизывание" дизайна и технических характеристик для новых звезд отечественного машиностроения. Достаточно лишь беглого взгляда на американский автомобиль FORD MAINLINE 1953 года выпуска и отечественный ГАЗ-21 "ВОЛГА" 1956 года выпуска, чтобы найти массу сходств в дизайне. Да, так получается, что мода универсальна и все стараются идти в ногу со временем, но что мешало СССР придумать что-то свое, хотя бы в дизайне корпуса автомобиля? Легендарный автомобиль не стал исключением, и его сложно отличить от известных американских и европейских моделей того времени. Но интересно, что именно это сходство повлияло на то, что Волга стала столь популярным автомобилем за рубежом и продавался по цене одной из женских моделей авто марки  Volksfagen.

Москвич-2141 1986
Москвич-2141 1986

Crysler Simca 1307 1975г
Crysler Simca 1307 1975г

Не стали исключением в плане работ под копирку и отечественные модели автомобилей Чайка 1959 г.в. и Москвич-2141 1986 года выпуска. Эти автомобили также стали очень схожими по дизайну с иностранными аналогами, которые получили популярность за рубежом.

LEICA 2 1932
LEICA 2 1932

ФЭД 1934
ФЭД 1934

Давайте немного отойдем от автомобилестроения и посмотрим в сторону других не менее важных изобретений советской эпохи. Первым из них, пожалуй, стоит выделить фотоаппарат ФЭД 1934 года выпуска. Он стал идентичной копией немецкого LEICA 2 1932 года выпуска, который стал очень популярен не только за границей, но и на просторах нашей необъятной Родины. Здесь все банальнее, чем может показаться на первый взгляд. Немец так приглянулся нашим согражданам в те годы, что было решено выпускать аналоги простого в использовании фотоаппарата. Правда, качество немного подкачало, и по некоторым параметрам уступало модели LEICA 2, зато недорого и сердито.

GRUNDIG TK 820
GRUNDIG TK 820

Мелодия МГ-56
Мелодия МГ-56

Не обошлось и без копий магнитофонов, без которых советской молодежи жилось бы куда скучнее. Известная по тем временам модель "Мелодия МГ-56" 1956 года выпуска явилась практически идентичной копией немецкой GRUNDIG TK 820, которую стали производить в ФРГ в 1955 году. Несложно судить о явном заимствовании, если обратить внимание на внешний вид корпуса магнитофона. По параметрам он тоже был схож с оригиналом. Подобные заимствования делались легко. Когда чиновники выезжали за границу, они нередко привозили с собой экземпляры технических новинок. Те, в свою очередь, передавалась в ученую среду, где советскими инженерами разрабатывались модели, похожие на оригиналы.

"Ну, погоди!". Игра СССР
"Ну, погоди!". Игра СССР

Оригинальная Японская игра
Оригинальная Японская игра

Пожалуй, одной из самых необычных копий той эпохи стала известная электронная игра "Ну, погоди!". О ней мечтал каждый советский школьник, но позволить купить себе мог далеко не каждый, потому как стоила она целых 25 рублей - по тем временам большие деньги. Суть игры сводилась к тому, что волк должен был ловить яйца в корзину, которые падали вниз с разных сторон. Игра хоть и незамысловатая по нынешним меркам, для того времени считалась верхом технических разработок, и практически полностью была слизана у японцев, которые стали выпускать ее на 3 года раньше - в 1981 году.