Живопись Исаакиевского собора

Требования к стилю живописи. Каноны академической школы.

Роспись Исаакиевского собора считается одной из самых великолепных. Сделанная в классическом стиле, она популярна всегда.

Классический стиль, в котором расписан Собор наиболее подходит православному памятнику. Классический стиль никогда не устареет и не будет истолкован ложно.

Живописные изображения в Исаакиевском соборе занимают значительное пространство. Стены и своды расписаны сотней живописных религиозных сцен и украшены картинами на холсте. Над сценами религиозной жизни трудились 22 живописца. Среди известных художников можно выделить Карла и Федора Брюлловых, Петра Басина и других живописцев, работающих в академической манере. Все работающие художники выполняли определенную последовательность операций:

1. В самом начале шла работа над эскизом;

2. После шли обсуждения с монархом, Синодом, Монферраном и Академией художеств. Только после одобрения эскиза, будущая роспись выполнялась в крупном размере на картоне;

3. Только потом начиналось работа над созданием полотна или росписи.

Религиозный сюжет создавался с обязательным учетом требований академической школы, которые требовали:

1. Главным в сюжете был один герой;

2. Требовалось, чтобы композиция была уравновешенной;

3. Использовались традиционные цвета: красный, синий, белый.

Художники, расписывающие Собор

В картинах нужно было изображение с душой. Художники так и изображали – Бруни писал композиции с трагизмом и мистикой, Алексеев – близкими к человеку, часть художников обращались особо к деталям.

Над росписью Исаакиевского собора трудились не только известные художники, но и никому не известные.

Например, самоучка живописец Семен Живаго – сын рязанского торговца, занимался росписью основной алтарной перегородки Исаакиевского собора. Его рукой написаны 12 изображений образов святых. Впечатление, которое создают изображения – единство духа святых.

Созданием живописных шедевров Исаакия занимался рожденный вне брака сын служанки – Нефф, который затем был назначен профессором.

Федор Бруни над своими эскизами, работал в Италии. Потом сюжеты были перенесены на стены цоколя и карнизы, плафоны. Все 12 сюжетов созданы с подлинным чувством — от трагичности до надежды на лучшее.

Настенная живопись, которой были украшен Исаакиевский собор тесно связана с архитектурой и монументальной живописью. Это были: мозаика, витраж и фреска. Работы, выполненные в технике монументальной живописи, требовали отдаления от зрителя на большое расстояние. Монументальная живопись прибегала к простым силуэтам и простой композиции. Художники стремились подчеркнуть плоскость стены.

Написав 12 произведений в технике монументальной живописи, Бруни получил множество лестных отзывов, живущих в то время людей. Монферран сравнил росписи Собора с картинами Сикстинской капеллы и живописью Византии.

Росписи на плафонах, сделанные Бруни, располагаются в сложных по расположению местах. Центры композиций «Страшный Суд» и «Видение пророка Иезекииля», представленные в сходных позициях изваяния Спасителя и Иезекииля, показывают, что оба изображения связаны.

Восстановление Собора после Второй мировой войны

За более чем полтора столетия Исаакиевский собор не раз реставрировался. Особенно пагубными для него были годы войны, когда в Собор попадали бомбы и снаряды. Но более, чем война урон нанесли сырость, грязь и холод.

В течение пяти лет после окончания войны, в Соборе пытались восстановить инженерные конструкции, стекла, очистить купола, а также провести консервацию оставшейся живописи. Многие росписи были утеряны.

Только после смерти Сталина, были выделены деньги на восстановление икон. За несколько лет колоссального труда, настенные украшения Исаакиевского собора были восстановлены. Руководил восстановлением знаменитый художник-фронтовик Яков Казаков.