Великий Моцарт. "Реквием"

27 January 2020
390 full reads
5 min.
1,2k story viewsUnique page visitors
390 read the story to the endThat's 32% of the total page views
5 minutes — average reading time

В музыке Моцарта можно увидеть всю Вселенную.

Альберт Эйнштейн

По моему глубокому убеждению, Моцарт есть высшая кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки.
 Петр Ильич Чайковский

Тридцати лет я говорил «я и Моцарт», сорока «Моцарт и я», а теперь я говорю уже только «Моцарт».
Шарль Гуно

Писать столь красиво, как Моцарт, мы уже не можем, попробуем писать по крайней мере так же чисто как он.
Иоганнес Брамс

Я благодарю своего Бога за то, что он любезно предоставил мне возможность изучения, что смерть — ключ, который отпирает дверь в наше истинное счастье.

WOLFGANG AMADEUS MOZART (1756-1791)

Удивительно умиротворенная посмертная маска Моцарта:

Дом-музей Моцарта в Вене. Фото из архива автора.
Дом-музей Моцарта в Вене. Фото из архива автора.
Дом-музей Моцарта в Вене. Фото из архива автора.
«Вообще вдумайтесь, и вы заметите, что у человека в середине жизни нередко наступает поворот, и если смолоду ему все благоприятствовало и удавалось, то теперь все изменяется, злосчастье и беда так и сыплются на него... Я думаю, человеку надлежит быть снова руинированным. Всякий незаурядный человек выполняет известную миссию, ему назначенную. Когда он ее выполнил, то в этом обличье на Земле ему уже делать нечего. И провидение уготовляет для него иную участь, но так как в подлунном мире все происходит естественным путем, то демоны раз за разом подставляют ему ножку, покуда, он не смирится... Явление, подобное Моцарту, навеки пребудет чудом, и ничего тут объяснить нельзя... Так было с Наполеоном и многими другими... Все они в совершенстве выполнили свою миссию, а значит, им пора уйти...»
И. В. Гете
Последние часы жизни Моцарта», картина работы Г. Н. О’Нила, 1860-е гг.
Последние часы жизни Моцарта», картина работы Г. Н. О’Нила, 1860-е гг.
Последние часы жизни Моцарта», картина работы Г. Н. О’Нила, 1860-е гг.

Легенды о создании Реквиема

Трудно сейчас отличить, что в истории написания "Реквиема" и отравлении Моцарта вымысел, а что правда. Это только для нас смерти гениев выглядят странно, мистически, а на самом деле, наверное, тут есть закономерность. Никто не может помешать игре гения. Он уходит, выкинув на прощание какой-то совершенно несуразный сюжет своей смерти, настолько же нелепый, насколько гениально его творчество...

О создании "Реквиема" с сайта :

Тяжелым выдался и 1791 год. Еще более, нежели прежде, Моцарт страдал от безденежья. Констанца ожидала ребенка и тяжело болела. Доктора настаивала на поездке ее в Баден для лечения на минеральные воды.

Незадолго до отъезда Констанцы в дверь дома, где жил композитор, постучался незнакомец, одетый во все черное. Учтиво поклонившись, он сказал:

- Я пришел к вам, сударь, по поручению очень важного лица.

- Кого же именно? - спросил Моцарт.

- Лицо это не желает, чтобы имя его было известно.

- Пусть будет так. Чего же он хочет?

- Он только что потерял близкого человека, память о котором для него навеки останется драгоценной. Он желает каждый год отмечать годовщину смерти торжественной церковной службой и просит написать для этой цели реквием (Реквием- произведение траурного характера для хора и солирующих голосов с сопровождением оркестра. Первоначально реквием был заупокойной мессой в католической церкви. Позднее реквием становится в основном концертным произведением.).

Моцарт согласился взяться за выполнение необычного заказа, но не смог назвать срок его окончания.

- Вложите в это дело весь свой талант, вы имеете честь работать для большого знатока музыки, - сказал незнакомец и удалился.

Идея создания реквиема - большого произведения для хора певцов-солистов и симфонического оркестра - глубоко захватила Моцарта.

В последнее время он все чаще бывал в великолепной библиотеке барона ван Свитена, где имелось много редких изданий и рукописей. Здесь он знакомился с монументальными произведениями для хора Иоганна Себастьяна Баха, которые в то время были мало кому известны и вовсе не исполнялись. Глубоко драматические образы кантат и ораторий Баха произвели на Моцарта сильное впечатление. Согласившись писать реквием, он был рад случаю, позволившему ему обратиться к крупным хоровым формам. Однако завершить эту работу удалось не так скоро. Много сил и времени отнимал заказ, сделанный Шиканедером, директором маленького театра в одном из венских предместий.

- Послушай, Моцарт! Ты непременно должен мне помочь! - заявил он, поблескивая своими маленькими, хитрыми глазками. - Мне надобно поставить такую пьесу, которая бы создала славу моему предприятию. Венцы любят все легкое и веселое. Вот я и надумал обратиться к тебе, чтобы ты написал мне оперу "Волшебная флейта"! Я не пожалею расходов на декорации, всякого рода театральные эффекты и удивительные волшебные превращения. Желая выручить из беды своего знакомого еще с зальцбургских времен, Моцарт согласился писать оперу, не требуя денег, с тем, однако, чтобы Шиканедер никому не давал переписывать партитуру оперы. В ближайшее же время они приступили к работе.

"Волшебная флейта" Моцарта - новый для своего времени тип сказочной оперы. Ее поэтический замысел и светлая лирика глубоко связаны с прекрасным миром народной австрийской поэзии. В опере отразилось оптимистическое мировоззрение великого композитора, которому были близки просветительские идеи передовой части европейского общества конца XVIII века. В своей "Волшебной флейте" Моцарт предстает перед нами как истинный художник-гуманист.

Премьера "Волшебной флейты" состоялась 30 сентября 1791 года. В этот вечер композитор сам дирижировал оперой. Однако первое представление не принесло успеха. Моцарт был глубоко потрясен этой неудачей. Вернувшись домой, он почувствовал такой упадок сил, что слег в постель.

Но Шиканедер не сдавался. Неудача, носившая, видимо, случайный характер, не должна была опрокинуть его расчеты. Он пустился на хитрость и, независимо от числа посетителей, продолжав давать "Волшебную флейту" каждый вечер. Венцы заинтересовались: "Неужели новая опера делает хорошие сборы?" В театр стремилось все больше народа, и опера завоевала симпатии публики.

Теперь ничто не мешало Моцарту продолжать сочинение Реквиема. Он работал над ним с таким же увлечением, как и над лучшими своими операми. Это произведение он сделал выраженному реальных человеческих переживаний, запечатлел в нем всю глуби ну страданий и горя, которые приносит людям смерть близкой человека. Величавые, полные глубокого драматизма и суровой эпического пафоса хоры чередуются в Реквиеме с нежными, лирическими просветленными эпизодами.

Состояние здоровья композитора становилось хуже.

- Видно, для самого себя пишу я этот Реквием, не раз говорил он жене и друзьям.

Назначенный срок истек, а работа все еще не была окончена Точно в указанный день таинственный незнакомец в черном появился снова.

- Мне нужно еще месяц, - ответил Моцарт. - Произведение захватило меня больше, чем я думал, поэтому пришлось его расширить в гораздо большей степени, чем я сперва намеревался .

- В таком случае вам следует еще пятьдесят дукатов. Когда же партитура будет окончена, размер гонорара будет увеличен за то, что господин композитор был так скромен в своих требованиях.

- Сударь, - удивился Моцарт, - да кто же вы?

- Это не имеет никакого отношения к делу; я вернусь через четыре недели, - последовал ответ.

Позже загадочная история с таинственным заказом объяснилась очень просто. Граф Франц фон Вильзег цу Штуппах, большой любитель музыки, желал во что бы то ни стало прослыть композитором. С этой целью он заказывал талантливым музыкантам различного рода композиции, переписывал их своей рукой и затем выдавал за свои собственные.

Потеряв в 1791 году любимую жену, граф задумал почтить ее память исполнением Реквиема. С этой целью он послал к Моцарту своего управляющего, который и вел переговоры с композитором. Желанием присвоить сочинение великого Моцарта и объяснялась таинственность, которой были обставлены переговоры. Но на возбужденное воображение усталого, измученного постоянными невзгодами и тревогами композитора эта странная таинственность подействовала угнетающе.

Душевное состояние великого композитора глубоко и точно передал Пушкин в своей драме "Моцарт и Сальери":

Мне день и ночь покоя не дает

Мой черный человек.

За мною всюду

Как тень он гонится.

Вот и теперь

Мне кажется, он с нами сам-третей

Сидит...

Реквием Моцарта - грандиозное произведение для хора, солистов и симфонического оркестра - открывается трагическим, полным смятения и скорби хором. Настоящее драматическое действие развертывается во втором хоре "Dies irae" ("День гнева").

Трагические образы старинного народного гимна, созданного в XIII веке, в годину страшной эпидемии чумы, так увлекли композитора, что на слова коротенького текста он написал шесть грандиозных эпизодов.

Суровые, полные мрачного величия и грозной мощи хоры, рисующие с потрясающей драматической силой картины смерти и разрушения, ярко контрастируют со скорбной мольбой, с трогательными жалобами. Лирическая кульминация всего произведения "Lacrimosa" ("Лакримоза" - "слезный") проникнута трепетным волнением и просветленной печалью.

Скорбная музыка "Lacrimosa" так волновала Моцарта, что он был не в силах завершить окончательную отделку хоровых партий и перешел к сочинению двух следующих хоров. В предыдущих частях партии солистов и хора были вполне закончены, но инструментовка осталась лишь намеченной.

Как-то Моцарта зашли навестить друзья, они были потрясены болезненным видом композитора. Они уговорили Моцарта оставить на время работу и лечь в постель. Он согласился при одном условии: друзья сейчас же исполнят для него готовые части Реквиема. Моцарт раздал каждому его партию и сам решил принять участие: чуть слышным голосом исполнял партию альта.

Раздались звуки, полные тревоги и смятения перед грядущим. Горечь прощания с жизнью, гневный протест против собственной безвременной смерти породили эту волнующую мелодию, столь не похожую на обычную церковную музыку.

Когда же трагическую музыку о "Дне гнева" сменило нежное, скорбно-просветленное звучание одного из следующих хоров, композитор оказался не в силах сдержать душившие его рыдания.

Волнение плохо подействовало на больного - у него усилился жар, начался бред. К вечеру, однако, сознание вернулось. Последние мысли умирающего были связаны с любимейшими его творениями: с "Волшебной флейтой" и неоконченным Реквиемом.

- Как бы я хотел побывать еще раз в театре на своей "Волшебной флейте", - прошептал он и чуть слышным голосом принялся напевать песенку Папагено "Я самый ловкий птицелов". Потом Моцарт положил возле себя часы, чтобы мысленно следить за представленном "Волшебной флейты", которая шла в тот вечер в театре Шиканедера.

- Сейчас кончается первое действие. Теперь, вероятно, царица Ночи поет свою арию, - с трудом говорил Моцарт.

В это время пришел его любимый ученик Зюсмайер. Моцарт сейчас же потребовал рукопись Реквиема и стал делать юноше не обходимые указания. Он поручал ему завершить изложение трех хоров и выполнить оркестровку, намеченную лишь эскизно.

К ночи больной снова потерял сознание. Дыхание становилось все реже. Около часу ночи Моцарт скончался.

Это было 5 декабря 1791 года.

Источник: Все о "Реквиеме" Моцарта.

Рука Моцарта. "Реквием". Дом-музей Моцарта в Вене. Фото из архива автора. 2019 г.
Рука Моцарта. "Реквием". Дом-музей Моцарта в Вене. Фото из архива автора. 2019 г.
Рука Моцарта. "Реквием". Дом-музей Моцарта в Вене. Фото из архива автора. 2019 г.

Очень рекомендую сперва ознакомиться с последовательностью и значением частей "Реквиема", а только затем насладиться одним из лучших исполнений "Реквиема" (коллекция японского канала классической музыки). Дирижирует Герберт фон Караян:

«Requiem» Моцарта (с разбором частей как пример идеоанализа), путь к целостности

Heinrich Lossow (German, 1840–1897) Kleiner Mozart spielte Orgel in der Kirche der Franziskaner in Wien im Jahre 1762 (Юный Моцарт играет на органе в церкви францисканцев в Вене в 1762 году). 1864 г. Stadtmuseum, Linz
Heinrich Lossow (German, 1840–1897) Kleiner Mozart spielte Orgel in der Kirche der Franziskaner in Wien im Jahre 1762 (Юный Моцарт играет на органе в церкви францисканцев в Вене в 1762 году). 1864 г. Stadtmuseum, Linz
Heinrich Lossow (German, 1840–1897) Kleiner Mozart spielte Orgel in der Kirche der Franziskaner in Wien im Jahre 1762 (Юный Моцарт играет на органе в церкви францисканцев в Вене в 1762 году). 1864 г. Stadtmuseum, Linz

Полная биографическая хронология "МОЦАРТ В ЖИВОПИСИ".

Детские годы Моцарта.

Часть 1.

Часть 2.

ЖИВОПИСЬ О МУЗЫКЕ (СТО КАРТИН О МОЦАРТЕ. ЧАСТЬ III - ПОРТРЕТНЫЙ ВЕРНИСАЖ МОЦАРТА)

Есть редкие и удивительные картины, гравюры.

Karl Bauer (German, 1868-1942) Mozart.
Karl Bauer (German, 1868-1942) Mozart.
Karl Bauer (German, 1868-1942) Mozart.

О Моцарте

«Реквием Моцарта». В. С. Козырев

Вольфганг Амадей Моцарт (Wolfgang Amadeus Mozart)

Биография Моцарта, забавные случаи из жизни 

Другие книги о Моцарте 

Высказывания Моцарта и о Моцарте в   Викицитатнике

С профессиональным уклоном лекция о «Реквиеме»

ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ, ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА КАНАЛ, ОБЕЩАЮ ИНТЕРЕСНОСТИ И ПОЛЕЗНОСТИ :)!

INTELLECT & CREATIVE

ПРАКТИКУМ ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ