Интересная психология

21.12.2017

Итак, в продолжение серии постов по теме защитных механизмов не оставляю попыток сформулировать, почему на защитные механизмы нужно обращать внимание и почему это нужно делать максимально осторожно.

Первые 2 статьи читайте здесь и здесь.

В чем сложность работы со своими защитными механизмами?

Осознание проблемной области (рефлексия своих чувств)

Во-первых, стоит сказать, что наши рефлексивные возможности очень ограничены. Поскольку защитный механизм так или иначе всегда искажает образ реальности в нашем сознании и корректирует наши чувства, то логично предположить, что мы вряд ли сможем объективно оценить, что с нами происходит.

Возьмем вопиющий пример защитного механизма, работающего уже на грани с физиологическими нарушениями мозга: человек потерял руку и отказывается это признать (отрицание). Да, вся жизнь человека отныне будет другой. По идее, человеку быстрее нужно пройти по пути принятия этого факта, переоценки себя в новых условиях, поиска новых смыслов жизни, новых задач, в результате чего этот момент перестанет быть настолько травмирующим. Но человек убежден, что с его рукой все в порядке и подчас даже окружающие не могут его в этом переубедить. В данной реальности человек может жить достаточно долго, испытывать массу внутренних конфликтов, преодолевать бытовые неудобства и расхождения своей модели мира с настоящей, по факту, жить в ситуации невозможности выстроить адекватный контакт с другими людьми, и пока этот защитный механизм не будет раскрыт, шансов на нормальное существование у человека немного.

Или возьмем более бытовую историю: влюбленный юноша, от которого ушла девушка, не верит, что она ушла всерьез, он будет всячески искажать реальность, убеждая себя в том, что она пошутила, запуталась, что она все равно любит его, просто решила проверить их любовь разлукой, юноша будет мучаться и будет выброшен из нормальной жизни до тех пор, пока будет выдавать желаемое за действительное. Я знаю примеры, когда на несколько лет люди были выброшены из рядов счастливо живущих, они жили в переживаниях и одиночестве, но упорно отказывались признавать, что реальность поменялась и ее нужно принять.

Хотя, безусловно, иногда подобные механизмы позволяют человеку избежать сумасшествия, когда реальность искажается перед лицом, к примеру, неминуемой смерти, но это уже совсем другая история.

Итак, понятно, что правильная оценка ситуации - это невероятно важно, без этого мы всегда будем бороться с ложными проблемами, как следствие - не будем продвигаться на пути к преодолению реальных проблем и нам не будет становиться легче.

Но вот представим:  у нас получилось осознать защитный механизм, мы начали с ним работать и очень хотим добиться успехов в этом.

Тут возникает другая проблема.

Противодействие защитного механизма (преодоление механизмов психологической защиты)

Можно сказать, что у защитного механизма есть способность к самозащите, он всячески противодействует попыткам разрушить себя. Это логично: если защитный механизм закрывает нас от источника боли, то любая попытка снять этот механизм грозит столкновением с этой болью, и психика всячески старается предотвратить это. Она будет делать все, чтобы сохранить защиту, придумывать все новые и новые барьеры. При работе с психологом человек сначала испробует все возможные способы, чтобы отвести подозрения от реального корня проблемы, если не получается, то у человека могут появиться срочные неотложные дела, которые на длительное время не позволят ему приходить к психологу, Возможен так же вариант, при котором психолог будет объявлен шарлатаном, так как он никак не продвигается на пути к тому, чтобы исправить проблему, а только и занимается тем, что задает неприятные, некомфортные вопросы,  а как последний аргумент может появиться ненависть к психологу или даже возникнуть чувства к нему (что случается очень часто, именно поэтому психолог не имеет права на личные отношения с клиентом, так как 90% чувств клиентов в этих отношениях - это фейк).

Но представьте себе, если психолог начал подозревать, что имеет место защитный механизм, пробует с ним работать и сталкивается с кошмарным сопротивлением, то он может объективно со стороны оценить эту реакцию, для него это будет подтверждением, что он на правильном пути. А если человек работает с этим самостоятельно, ситуация осложняется в сотни раз.

Наверно, я даже рискну предположить, что у человека крайне мало шансов самостоятельно избавиться от всех защитных механизмов. Многие из них слишком коварны или неочевидны, у них слишком крепкая защита, поэтому тут, безусловно, без психолога не обойтись.

Но это не значит, что мы совсем не можем помочь себе сами. Многие защитные механизмы доступны для самоанализа и искоренимы собственными усилиями при должной осторожности и упорстве.

Многослойная структура защитного механизма

Защитные механизмы - это, как правило, многослойная структура, в которой подчас можно увидеть только верхние слои, и только после снятия этих слоев в зону видимости попадают более глубинные механизмы. Поэтому работать над собой (самостоятельно или с помощью психолога) приходится долго.

Как понять, что у вас работают психологические защитные механизмы?

Если вы радуетесь наступающему дню, у вас в основной свой массе хорошее настроение, вы любите свое дело, являетесь опорой и поддержкой для других, да и в целом у вас легко складываются отношения с окружающими людьми, вас мало кто и мало что раздражает до скрежета в зубах, люди вокруг не кажутся вам идиотами, если вы знаете, как решать проблемы и успешно делаете это, если Роберт де Ниро в фильме Секретарь чем-то напоминает вам вас, то можно не беспокоиться - вы сумели достичь той самой гармонии, к которой многие стремятся всю жизнь.

Если же у вас все наоборот: если вам вечно попадаются "сложные" коллеги/начальники/соседи, если от всего есть усталость и в жизни не хватает чего-то, что поставит все на свои места - то значит, скажем так, перспективы для личностного роста у вас еще остались.

Но неужели такой индикатор корректен? Разве можно по внешнему миру определять наше внутреннее состояние, работу наших внутренних защитных механизмов?

Мир очень многогранен,  поэтому в наших отношениях с другими людьми, в нашем отношении к другим людям, в нашем отношении к окружающему миру представлены не столько характеристики других людей и мира, сколько мы сами. Пройдя по улице, кто-то заметит кучу бездомных попрошаек, а кто-то людей, дающих деньги нищим, кто-то обратит внимание на грязные машины, а кто-то на интересную архитектуру зданий, кто-то отметит солнечную погоду, а кто-то будет негодовать, что в эту погоду люди как в муравейнике толпятся и мешают спокойно ходить. Мир слишком многогранен, чтобы мы могли оценить его объективно, поэтому то, на что мы обращаем внимание, то, на чем мы делаем акцент, в небольшой степени характеризует часть мира, а в большинстве своем - характеризует нас самих. Смотря на мир, мы как в зеркало смотрим на самих себя. Более того, по тому, в каких конкретно моментах у нас с миром (или у мира с нами) проблемы, мы можем определить, где именно у нас самих слабые места. То, на чем мы в большей степени делаем акцент, напрямую связано с тем, что нас самих в большей степени тревожит. По тому, что нас задевает в наибольшей степени, можно смотреть, в какой части нас находятся те самые раны, которые мы и "заклеиваем" защитными механизмами.

Эти раны, слабые места редко связаны с экстраординарными вещами, типа ампутированной руки (о подобных случаях я писал в прошлых постах), гораздо чаще они связаны с личностными дисгармониями.

Приблизительная иллюстрация того, как можно по внешним проявлениям определять защитные механизмы и корень дисгармонии

Для иллюстрации возьмем вымышленную и немного утрированную ситуацию, когда перенесший в детстве голод человек логично будет очень жаден в вопросах еды. Представим, что он с трудом делится едой с окружающими, представим, что втихоря от друзей он может съесть общие наготовленные запасы, представим, что он очень обижается, если близкие люди садятся есть, не позвав его. В данном случае был бы логичен механизм рационализации (я все съел, потому что думал, что никто не хочет, я просто дико люблю шоколад, я думал, что это все мне осталось, мне казалось, вы просили меня, чтобы я доел). Но это было бы слишком просто. Интересно, что будет, если в добавок к этой пищевой жадности примешается дисгармония, связанная, например, с недолюбленностью в детстве (что было бы логично при пережитом в детстве голоде). В данном случае для человека критично важным моментом может быть то, как к нему относятся окружающие, поэтому он не может позволить себе быть жадным, это ударит по другой дисгармонии, поэтому человек заменяет рационализацию на реактивное образование и преобразует жадность в абсолютный альтруизм и отдамтебепоследнийкусокхочешьтытогоилинет (антонима к жадности не придумал). Он может вообще отказаться есть из общего котла, сам будет голодать, чтобы быть до гипертрофированности нежадным.

И, конечно же, если мы ставим цель как-то улучшить жизнь этого человека (или сам человек хочет улучшить свою жизнь), то нет смысла объяснять ему, что еды хватит на всех, что он не должен бояться обделить другого и не должен морить себя голодом, потому что эти аргументы будут аппелировать к фейковой реальности и мотивам (поэтому не будут восприняты), к искаженному защитным механизмом образу мира и себя. Несмотря на то, что может казаться, что дело в такой готовности отдать все до последнего куска, работа в этом направлении - это борьба не с тем демоном. Работать надо в первую очередь с недолюбленностью.

Какая же схема работы в данном случае?

Если мы видим, что человек не просто готов поделиться куском, а гипертрофированно навязывает его вам (или заметил это за собой), полезно подумать, что в жизни происходило такого травматичного,  связанного с едой. Голод? Отлично. Весомая причина. Дальше пробуем разобраться, как именно может работать защитный механизм (это я уже описал выше), а дальше наступает достаточно болезненный этап: нужно признать и принять, что вся связанная с травмой модель поведения - это не черты вашего характера, а всего лишь результат работы защитного механизма. Мы всегда живем, веря, что наше поведение - это мы. Пусть некоторые черты характера мешают нам самим, пусть мешают другим, но это все равно мы, что же тут поделаешь. Когда эти черты входят в наш "образ я", когда мы идентифицируем их с собой, с этим очень сложно бороться, нам кажется, что мы ломаем себя. Но когда мы понимаем, что эта черта не связана с нашей природой, а спродуцирована конкретной травмой, то ситуация заметно упрощается, хотя все равно это все очень болезненный процесс, и психолог тут не будет лишним.

Поэтому если мы хотим работать над собой и снять защитные механизмы, в первую очередь надо работать не с защитными механизмами, а с реальной причиной, которая спровоцировала их появление. Защитные механизмы в данном случае всеми силами будут мешать докопаться до реальных причин, но пока мы этого не сделаем, мы успеха не добьемся. Одни защитные механизмы будут заменяться другими, но проблема, дисгармония, сложности будут оставаться.

Что еще важно понимать, чтобы работать с защитными механизмами?

В гармоничном состоянии человек эмоционально достаточно сбалансирован. Он испытывает весь спектр эмоций, но они не проявляются до такой степени, когда возникают деструктивные желания, агрессия, конфликты, праведная и неправедная ненависть. Гармоничный человек не конфликтен. Он чувствует и реагирует на несправедливость как и другие люди, он расстраивается и радуется, бывает счастлив и несчастлив, но эмоции не управляют им, не выводят из конструктивного русла, не приводят к конфликтам с окружающими, а скорее наоборот - такой человек всегда видит возможность найти решение конфликта.

Поэтому эмоции - это один из важнейших индикаторов внутреннего мира, лакмусовая бумажка реального отношения к чему-то. И даже не те эмоции, которые мы проявляем, а те, которые чувствуем.

И наконец, как же бороться с дисгармониями и защитными механизмами?

Ответ в простой формуле: живем, на постоянной основе анализируем свои эмоции. Наблюдаем за тем, какие моменты нас выводят из себя, что раздражает. В идеале все эти ситуации и свои переживания записываем. Вечером сидим и анализируем, почему именно нас это задело. Причем ищем ответ на этот вопрос не в мире, а в самом себе. Находим корень, начинаем с ним работать, попутно пытаясь отсечь те защитные поведенческие паттерны, которые исходят из этого ущемленного корня. Обычно это болезненный процесс, поэтому если вы чувствуете внутреннее сопротивление - скорее всего вы на верном пути.

Иллюстрация того, как искать корень проблемы в себе.

У знакомых случился конфликт. Одна сторона в слезах, другая в ярости. Общаюсь с одной из сторон: 

- ну что тебя так возмутило? 

- то, что он козел! 

- это ты отвечаешь какой он, а тебя-то что возмутило? 

- то, что он сделал так-то и сказал при этом то-то 

- это ответ на вопрос что он сделал, а конкретно ТЕБЯ что задело? 

- не знаю.. 

Молчание и задумчивость в ответ.

Это пример того, как сквозь защитные механизмы, мешающие осознать причины собственной боли, нужно пробираться до источника дисгармонии. То, где у нас с миром есть проблемы - это ключ к той двери, где в нас самих находится какая-либо дисгармония, которую данная проблема задела. Нужно внутри себя найти причину, которая на дает относиться к ситуации спокойно.

Как видно, данный самоанализ - не очень простая работа, и далеко не всегда можно верно найти в себе причину проблем, поэтому если в данной работе примет участие психолог - это будет совсем не лишним.

В реальности весь этот процесс еще сложнее, так как даже эмоции бывают ложные, они могут быть тоже спровоцированы защитными механизмами, и в таком случае возможность работы над собой дополнительно осложняется в десятки раз, поэтому, скажу еще раз, всегда лучше заниматься этим совместно с психологом.