Интересная психология

06.11.2017

Часть 1

Прочитал отзыв на книгу

"Психотерапия. Восток и Запад" Алана Уотса. В отзыве было несколько очень интересных мыслей, о которых стоит поразмышлять, делюсь.

Цитата:

"Автор указывает на ограниченность нашего сознания общественно согласованными интерпретациями, чем в сущности и является язык. Автор называет это - конвенции. В целом, восточные пути духовного развития, освобождения ставят себе задачей разотождествление человека с этими конвенциями, порождающими в психике образ Я, по сути проецируемый обществом и управляемый умом. Этот образ закрывает, вытесняет истинные стремления и импульсы, препятствуя человеку быть самим собой, результатом чего являются фрустрации, депрессии, страдания, истощение и другие прелести."

О чем здесь речь?

О том, что в процессе социализации мы обрастаем большим количеством табу, запретов и долженствований, из которых формируется наш характер, да и вообще, формируемся мы. Язык - это средство передачи и обозначения этих табу и долженствований, а также те рамки, в которых существует наше мышление. Вот попробуйте подумать о чем-то, для чего в языке нет названия? Это просто невозможно, потому что мысль идет только по пути, построенному из слов. Нет слова - нет мысли. Пока человек не знает слов, он руководствуется не мыслями, а побуждениями (и животное, кстати, также), а когда появляются мысли, вместе с этим появляются и заданные извне запреты и модели, установки должного поведения. Также в цитате сказано, что многие восточные пути стремятся разотождествить человека и всю вот эту языковую структуру, чтобы он снова мог почувствовать настоящего себя и с собой воссоединиться.

На данный момент многие направления психотерапии частично восприняли эту идею и пытаются использовать ее в работе с человеком. Как пример приведу цитату из блога одного популярного инстаграм психолога.

"Интроекция - бессознательный психологический процесс, относимый к механизмам психологической защиты. Включение индивидом в свой внутренний мир воспринимаемых им от других людей взглядов, мотивов, установок и пр. То есть говоря популярным языком, мы принимаем чужое мнение за свое собственное."

Сама идея нормальна. Мы правда можем иногда думать чужими мыслями, особенно когда по этому вопросу нет своей четкой позиции, действительно эти моменты нужно отслеживать. Но в данном случае коллега-психолог распространяет эту фразу целиком на всю структуру ценностей, которые формируются в нас под влиянием окружения. В итоге заканчивается пост следующими мыслями:

"пожалуйста, заглушите в голове голос мамы/бабушки/школьной учительницы и подруги."

"Не мыслите шаблонами. В моей практике есть семейные пары, которые время от времени приглашают для секса различных девушек и поверьте их семейные отношения ближе и крепче, чем у тех, которые 20 лет хранят верность, но грызутся как кошка с собакой".

По мне это пример подхода, описанного в цитируемой выше книге, когда для решения проблем мы идем не по пути поиска решения в рамках существующих у меня ценностей (№1), а просто разрушаем эти ценности как причину конфликта между желанием и внутренними установками (№2), ну и, как следствие, становимся ближе к воссоединению с собой настоящим.

Я не спорю, что проблема действительно в этом случае решается. Но почему я за путь 1, а не 2? Потому что задача психотерапии решить проблему человека, оставив его в социуме, а путь 2 разрушает те элементы, благодаря которым человек в социум интегрирован. Для духовного учения это не может быть проблемой, а вот для психотерапии - бомба замедленного действия.

Просто если провести вектор и представить человека, достигшего идеала этого направления, разотождествленного с теми ограничениями и ценностями, которые его сформировали, то что останется от человека? Сняв с человека результаты социализации мы рискуем получить что-то качественно новое и, возможно, неспособное жить в социуме, либо социум качественно тоже должен будет как-то трансформироваться. Но думаю, что мы рано или поздно к этому придем.

Часть 2

  • У нас капитализм. Если в 2х словах, то капитализм - это когда ты продаешь дороже, чем покупаешь или чем производишь. Чтобы продавать больше, у покупателей должно быть много денег, чтобы у них было больше денег, они должны больше зарабатывать, чтобы они больше зарабатывали, их работодатель должен больше продавать и поскольку каждый капиталист стремится к увеличению дохода, то в "замороженном" положении капиталистическая системы находиться не может. Стабильность для этой системы - это рост рынка. Оптимизация, включение бОльшего кол-ва рабочих единиц, новые территории - это то, что позволяет зарабатывать для производства и производить для новых еще бОльших продаж.
  • Важный фактор обеспечения роста рынка - стимулирование спроса и создание новых потребностей. В докапиталистический период главной задачей основной массы людей было заработать себе на обычную (не супер какую) еду и на обычную (не супер какую) одежду. Сейчас возможность заработать на еду у основной массы людей практически гарантирована, а наши главные потребности теперь касаются скорее элементов "роскоши" (телевизоры, iphone, качественная одежда как минимум).
  • Раньше труда мужчины вполне хватало для того, чтобы решить главную задачу жизни - обеспечить хотябы относительно нормальное пропитание и сносный быт. На данный момент стоимость обеспечения потребностей такова, что далеко не всем мужчинам под силу полностью выполнить это задачу, а если и под силу, то часто гораздо позже того возраста, в котором мужчина обзаводится семьей. Тем более что при росте благосостояния уровень потребностей подтягивается очень быстро. Как следствие, во имя капитализма и в целях обеспечения потребностей на женщин в современном мире тоже возлагается серьезная нагрузка по материальному обеспечению семьи. Просто, чтобы семья могла жить не хуже основной массы других семей.
  • Раньше ролевое распределение членов семьи было максимально понятно: мужчина обеспечивает доход, женщина этот доход превращает в бытовые условия жизни, сейчас же оба члена семьи очень часто должны думать о доходе, как следствие оба - о быте, либо о быте продолжает думать женщина, хотя такая работа на 2 фронта - это сложно несмотря на наличие средств автоматизации домашнего труда. Главное - что ролевое распределение семейных функций стало очень неоднозначным. Мы уже несколько десятилетий живем в перестроечном периоде, когда мужчины по привычке говорят "Я мужик", а женщины, уже перестроившись, говорят "я не посудомоечная машина", и каждой семье приходится договариваться об укладе жизни так, как будто до нас не было тысячелетиями отточенной модели.
  • Но эволюционные силы не заставляют себя долго ждать. Если старая модель перестает быть актуальной и изживает себя, начинается поиск новых моделей, которые будут удовлетворять среде (в нашем случае среда - это образ жизни, диктуемый капиталистической системой), но одновременно с этим позволят человечеству воспроизводиться.
  • Именно поэтому меня очень поразила недавно услышанная мысль, что все наши современные новые формы отношений - это эволюционный эксперимент по поиску нового адекватного среде формата. Под новыми формами отношений я имею ввиду: сознательно бездетные браки (чайлд фри), интимная дружба, свингерство, групповой брак, гомосексуальные пары, донорское деторождение.
  • А при чем тут психология и новые тенденции в психотерапии? Они играют тут небольшую, но важную роль. Это работа в направлении обесценивания и изменения того образа нашего традиционного мышления, который все еще существует, хотя перестает отвечать потребностям среды.