Четыре боевых монстра - супертяжелые танки Первой мировой войны

10.02.2018

Сверхтяжелые танки Германии, Великобритании, Франции и России разрабатывались в тайне во время Первой мировой войны, но ни один из них не поступил на активную службу до окончания войны.

Только французский Char 2C стал частью его Вооруженных Сил. Немецкий вариант никогда не покидал уровень прототипа. Британские и российские сверхтяжелые танки остались фантазией своих разработчиков; никогда не покидая этапа проектирования.

Эти потенциальные сверхтяжелые танки были оставлены в качестве концепций. Их внушительные размеры потеряли свою ценность в эпоху, когда разрабатывались бомбардировщики и высокоуровневое противотанковое оружие.

Тем не менее, эти Голиафы на гусеницах остаются своеобразной частью военной истории.

«K-Wagen», Германия

В 1917 году Имперская немецкая армия начала производство A7V-первого танка в истории Германии. У A7V были свои недостатки, но потенциал был очевиден. Немцы продолжали преследовать улучшенные конструкции танков, надеясь переломить ход войны.

Примерно в то же время, «K-Wagen» получил зеленый свет для производства. Пионеру немецкого танкостроения, Йозефу Фольмеру, было дано указание создать танк, предназначенный для использования в условиях прорыва.

Рисунок «K-Wagen»
Рисунок «K-Wagen»

Только один из двух прототипов «K-Wagen» был завершен вскоре после окончания войны. Однако он был разрушен в соответствии с Версальским Договором, который запретил немецкой армии производить и обладать танками в своем военном арсенале.

Танк был настоящим монстром своего времени; он был вооружен четырьмя 77-мм пушками вместе с семью пулеметами. В нем находился экипаж из 27 человек и весила эта громадина целых 120 тонн. Несмотря на тяжелое вооружение, броня имела толщину всего 30 мм. По сравнению с танками Второй мировой войны эта броня поставила бы «K-Wagen» в категорию легких танков.

Танк Менделеева, Российская империя

Предполагаемый внешний вид танка Менделеева
Предполагаемый внешний вид танка Менделеева

Танк был задуман для смены игры на Восточном фронте Первой мировой войны. Он имел 127-мм пушку, установленную внутри корпуса, похожего на вагон поезда, который весил 173 тонны и должен был управляться экипажем из восьми человек. Гораздо лучше бронированный, чем его немецкий аналог, он использовал стальные пластины для защиты.

Он был спроектирован с революционной системой газовой подвески и мощным бензиновым двигателем, но поскольку танк никогда не был построен, эти концепции были оставлены.

Было изобретено уникальное устройство, позволяющее танку самостоятельно передвигаться по железнодорожным путям. Проект получил небольшую поддержку, и Менделеев попытался построить танк единолично. Отсутствие интереса со стороны правительства помешало ему сделать это, и танк остался ни чем иным, как серией чертежей и планов.

«Летающий слон», Великобритания

Модель (1:48) прототипа танка «Летающий слон» в Музее танков в Бовингтоне.
Модель (1:48) прототипа танка «Летающий слон» в Музее танков в Бовингтоне.

Уильям Триттон, эксперт по сельскому хозяйству, стал первопроходцем в изобретении танков, заметил недостатки танков Mark I вскоре после их ввода в эксплуатацию.

Триттон отправился на поиски, чтобы создать тяжелый бронированный танк, способный противостоять ударам артиллерийских снарядов. В 1916 году его проекты были одобрены. Танк весил 100 тонн. Очень толстая броня танка была 3 дюйма спереди и 2 дюйма по бокам. Он был спроектирован так, чтобы иметь стандартное 57-миллиметровое орудие, но некоторые источники утверждают, что его основное вооружение должно было быть 75-миллиметровым орудием.

В 1916 году танк вошел в фазу прототипа, но он так и не был закончен. Концепция была отвергнута, так как военные считали, что отсутствие мобильности и скорости танка было огромной неудачей.

«Char 2C», Франция

«Char 2C» после захвата немецкими войсками на востоке Франции, июнь 1940 года.
«Char 2C» после захвата немецкими войсками на востоке Франции, июнь 1940 года.

Единственным действующим танком в этом списке был «Char 2C». В физических измерениях это был самый большой танк в истории, который поступил на вооружение. Его развитие началось в 1916 году, вскоре после введения известной британской модели «Mark I», а первоначальные проекты были готовы в следующем году.

Французы стремились развить танк, который затмил бы англичан. Война закончилась до того, как были завершены первые прототипы, но французы продолжали работать над ними, произведя 10 единиц в 1921 году.

«Char 2C» имел длину 10,27 м и весил около 69 тонн. Этот наземный линкор был вооружен 75-мм пушкой Canon de 75 modèle 1897. В дополнение к своему основному оружию было четыре 8-мм пулемета Hotchkiss Mle 1914. Три были размещены в карданных креплениях спереди и сбоку, и один в задней башне.

После Первой мировой войны эти танки медленно теряли свою ценность, так как появились новые более мелкие, более способные модели.

В начале Второй мировой войны танки находились в тылу, где они использовались для пропагандистских фильмов, заказанных французским правительством. Общественность считала, что танки непобедимы, и незаслуженный имидж способствовал быстрому поражению Франции в 1940 году.