Девушки-пилоты, Герои Советского Союза и Российской Федерации

08.01.2018

Екатерина Буданова и Лидия Литвяк
Екатерина Буданова и Лидия Литвяк

Мужчины были не единственными героями, сбивавшими нацистские самолеты во время Второй Мировой Войны. 2 молодые советские девушки сняли также несколько немецких скальпов в воздушных боях, вписав свои имена в книги по истории авиации.

Первые месяцы Великой Отечественной войны, как известно в России, были катастрофой для советских ВВС. Многие боевые самолеты на своих аэродромах были уничтожены под нацистским натиском.

Те неопытные советские летчики, которым посчастливилось подняться с аэродромов, оказались перед ожесточенными немецкими асами, прошедшими через крупные столкновения, в том числе битву за Британию. Кроме того, у советских летчиков не хватило времени, чтобы освоить новые Як-1, МиГ-1 и МиГ-3, которые только пополнили ряды военных, что также привело к очень высокому уровню потерь.

В такой критической ситуации советское руководство решило призвать женщин в ВВС и создать специальные подразделения женщин-пилотов. Таким образом, родился знаменитый 588-й Ночной бомбардировочный полк, известный как «Ночные ведьмы».

Это история о том, как две молодые советские женщины Лидия Литвяк и Екатерина Буданова начали славное восхождение к бессмертию.

'Белая лилия'

С детства у Лидии Литвяк была горячая страсть к авиации. В возрасте 14 лет она начала тренироваться в летном клубе, а в 15 лет совершила свой первый полет.

Четыре года спустя, когда началась Великая Отечественная война, Литвяк знала, что ей делать, и она присоединилась к ВВС.

Лидия Литвяк
Лидия Литвяк

В 1942 году она впервые увидела боевые действия в составе 586-го истребительного полка, который был одним из трех женских авиационных полков, сформированных после огромных потерь среди пилотов-мужчин. Там она быстро стала одним из лучших пилотов и вскоре была переведена в полк, который проводил самые важные и опасные миссии.

Среди жертв Литвяк были истребители Me-109, бомбардировщики Do-217 и Ju-88 и даже воздушный шар. Налетав 168 боевых миссий, ей приписывают 12 сбитых вражеских самолетов и помощь в сбили еще четырех, что делает ее самым совершенным женским асом всех времен.

В дополнение к заработанным звездам, ее фюзеляж Як-1 был украшен белой лилией - символом «свободного охотника» - своего рода воздушным воином, который имеет свободу охоты и уничтожения вражеских самолетов по своему усмотрению.

По словам другого советского аса Второй мировой войны Александра Покрышкина, «Истрибитель-охотник - самая высшая форма боевой деятельности для воздушного воина». Литвяк заслужила эту честь, а ее позывной был «Лили» или «Белая лилия, 44», - ее номер самолета.

Последний полет

В 1943 году беда начала преследовать Литвяк. Во-первых, ее муж, летчик-испытатель и герой Советского Союза Алексей Соломатин скончался 21 мая. Затем в июле ее лучшая подруга, Екатерина Буданова, погибла в бою.

Женские летчики 586-го полка: Лидия Литвяк, Екатерина Буданова и Мария Кузнецова у самолета ЯК-1.
Женские летчики 586-го полка: Лидия Литвяк, Екатерина Буданова и Мария Кузнецова у самолета ЯК-1.

Все это было плохим предзнаменованием для Литвяк, и 1 августа во время битвы за Донбасс ее самолет потерпел крушение во время миссии. Ей было всего 21 год.

Литвяк не отмечалась как Герой Советского Союза, поскольку она отсутствовала в действии и что руководство страны опасалось, что ее взяли в плен.

В 1979 году исследователи обнаружили ее останки в братской могиле, а в 1990 году благодаря специальному указу советского лидера Михаила Горбачева Лидия Литвяк была посмертно удостоена чести Героя Советского Союза.

Ас № 2

Екатерина Буданова была лучшим другом Литвяк и вторым асом советского союза, с 266 боевыми вылетами и 11 сбитыми вражескими самолетами.

Как и Литвяк, Буданова начала свою боевую карьеру в 586-м истребительном полку. Вскоре после встречи две молодые женщины быстро стали лучшими друзьями и не отделялись до конца своей жизни. Их судьбы были схожи во многом.

Советский ас Владимир Лавриненко вспоминал: «Катя была забавной и веселой, а Лиля Литвяк была противоположной - задумчивой и молчаливой. Девочки были отличными друзьями, но Катя была ответственной.

Екатерина Буданова
Екатерина Буданова

Однажды Буданова сбила немецкий разведывательный самолет, Focke-Wulf 189, который советские летчики считали сложной добычей.

Последний боевой бой Будановой состоялся 19 июля 1943 года, недалеко от города Антрацит в Луганской области. Буданова и Литвяк защищали самолет Ил-2, когда немецкие Ме-109 атаковали.

Хоть она был подбита врагом, Буданова смогла посадить самолет. Однако она умерла от тяжелых ранений и была похоронена недалеко от деревни Новокрасновка. Ей было 26 лет.

Как и Литвяк, она по той же причине не была удостоена званием Героя Советского Союза - она ​​отсутствовала в действии. В 1993 году Екатерине Будановой посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации.