«Фердинанд» - легендарная немецкая Пт-САУ

Когда Фердинанд Порше предложил свои конструкции для танка Tiger II в 1939 году, это было сочтено слишком нетрадиционным. Он также считался слишком требовательным для массового производства. Сотня шасси были построены для использования прототипов, но контракт был передан компании Henschel & Son, которая была производителем модели Tiger I. Только в 1943 году конструкция от Порше нашла свое применение.

Нужен был новый истребитель танков, и Гитлер вновь обратился в компанию Порше. Первые произведенные единицы были сделаны из остатков прототипов Porsche Tiger II и были названы «Фердинандом» в честь их производителя. «Фердинанд» был оснащен 8,8 см Pak 43 фирмы Krupp с эффективным диапазоном 4000 м. План состоял в том, чтобы заменить ПТ-САУ Marder II и Marder III новым типом машины, которая смогла бы уничтожить приближающиеся танки задолго до того, как они достигли бы своего эффективного диапазона огня.

Подвеска, разработанная Порше, была основана на продольном торсионном стержне. Его шасси было развито дополнительно из-за полностью закрывающегося каземата, что обеспечивало большую безопасность экипажа. Противоположностью такой конструкции были ранние легкие ПТ-САУ, среди которых Мардер II и III, которые имели частично открытый каземат. Эта черта делала экипаж танка уязвимым для стрельбы из стрелкового оружия, ручных гранат и коктейлей Молотова.

Но Фердинанд предложил интегрированный каземат и добавил 100 мм брони к существующим 100 мм, тем самым делая танк почти неприступным в ключевых точках. Это также дало эсминцу танков еще пять тонн, добавив до 65 тонн, сделав его одним из самых тяжелых немецких танков Второй мировой войны. Он был обозначен как Jagdpanzer - танковый охотник.

Его двигатель был двойным бензиновым Maybach HL 120, который мог запустить этого зверя со скоростью 30 км в час.

После Курской битвы были внесены некоторые изменения, чтобы улучшить результаты «Фердинанда». Например, добавление шаровой опоры MG 34 в передней части корпуса для противопехотной способности, командирский купол (модифицированный из стандартного купола StuG III) для улучшения обзора, а также применение маскировочной пасты Zimmerit, применяемой в виде пасты для камуфляжа на поздних этапах войны.

Обновление пришло как реакция на первое боевое задание «Фердинанда» – "Курск" – где приняли участие 89 Jagdpanzers в бою. Во время знаменитого танкового сражения «Фердинанд» добился невероятных результатов по уничтожению советских танков – среднее соотношение приблизительно 10:1.

Несмотря на то, что Пт-САУ хорошо противостоял советским танкам, он был практически незащищен от пехоты, которая устраивала засады на Джагдпанзер и выводила его из строя с умным применением гранат и коктейлей Молотова.

Из 50 машин, которые уцелели, 48 получили это обновление. Они получили больше брони, поэтому новая версия весила 70 тонн. Эта улучшенная версия танка «Фердинанд» получила прозвище «Элефант» из-за его веса и длинной пушки Pak 43 8,8 см. Но его вес по-прежнему оставался самым большим недостатком. «Элефант» не мог использовать большую часть дорог и мостов, а огневая мощь оказалась бесполезной на заключительных этапах Второй мировой войны.

Только два танка «Элефант» пережили войну. Один из них экспонируется в Бронетанковом музее в Кубинке, а другой - в коллекции Музея армии США в Форт-Ли, штат Вирджиния.