Корейская война: как МиГ-15 положил конец американскому господству в небе

18.01.2018

Воздушные асы России неоднократно побеждали гораздо более крупные истребительные формирования противника.
Воздушные асы России неоднократно побеждали гораздо более крупные истребительные формирования противника.

Превосходство МиГ-15 было одним из ключевых факторов, которые привели к тому, что российские пилоты появились на вершине воздушной войны над Кореей.

В сентябре 1950 г. ВВС США провели массированный дневной налет на северокорейский город Синыйджу. Рейд, который провели восемьдесят бомбардировщиков В-29, привел к самой большой гибели людей после американской атомной бомбардировки Нагасаки. Весь город, который был построен из бамбука и дерева, сгорел дотла. Более 30 000 мирных жителей были сожжены заживо.

Не сумев остановить эти набеги ВВС США, Великобритании и Австралии, Северокорейцы обратились к Москве. Россияне отправили в свой последние самолеты МиГ-15, закаленные в боях ветеранами Второй Мировой Войны.

Результат был драматичным. В самом первом воздушном бою между российскими и американскими самолетами над Кореей 1 ноября 1950 года Русские сбили два Мустанга, не потеряв при этом ни одного из своих Мигов.

"Американскому мастерству корейского неба пришел конец”, - пишет бывший летчик-истребитель Сергей Крамаренко в своей книге "Воздушный бой над восточным фронтом и Кореей."

Над небом Кореи российские воздушные асы выступили против своих западных противников в первых столкновениях истребителей против истребителей эпохи реактивных самолетов. В смертоносных воздушных боях над полуостровом российские летчики неоднократно побеждали гораздо более крупные вражеские истребители и отправляли десятки бомбардировщиков на их гибель.

МиГ-15: самолет, который шокировал Запад

МиГ-15 был ключевым фактором установления российского господства. Самолет имел более высокий потолок, чем западные самолеты, такие как F-86 Sabre, поэтому российские пилоты могли легко убежать, поднявшись на более чем 15 км, зная, что противник не может следовать.

Во-вторых, миг имел гораздо лучшее ускорение и скорость – 1,005 км/ч по сравнению с 972 км/ч. Скорость восхождения МиГ в 2,8 км в минуту также была больше, чем 2,2 км в минуту большинства версий F-86.

Важнейшим фактором в воздушной войне была разница в вооружении. Миги были вооружены пушками, способными поражать цель с расстояния 1000 метров, в то время как американские пулеметы бомбардировщиков B-29 были установлены на дальность 400 метров.

Важнейшим фактором в воздушной войне стала разница в вооружении
Важнейшим фактором в воздушной войне стала разница в вооружении
Крамаренко поясняет: "Оказалось, что в диапазоне от 1000 до 400 метров наши самолеты будут стрелять и уничтожать бомбардировщики, находясь все еще за пределами их пулеметного огня. Это был самый большой просчет американского командования – ошибка конструкторов и производителей самолетов. По существу, огромные и дорогие бомбардировщики оказались беззащитными против пушек наших Мигов.”

Взрывоопасные пули МиГ-15 проделывали на вражеских самолетах отверстие размером примерно в один квадратный метр. Мало кто из этих самолетов летел снова, даже если их пилоты чудесным образом смогли спасти свой пораженный самолет. С другой стороны, МиГ-15 с их толстой броней может получить множество вражеских попаданий и вернуться домой в целости.

Генерал-лейтенант Пенсионного ВВС Чарльз «Чик» Кливленд сказал: "Вы должны помнить, что маленький МиГ-15 в Корее успешно выполнял то, что не могли сделать все Focke-Wulfs и Messerschmitts Второй мировой войны - вытеснить американские бомбардировщики прямо с небес".

Пилоты, закаленные во Второй Мировой Войне

Большинство российских летчиков-истребителей, участвовавших в корейской войне, были воздушными асами Второй мировой войны, которая закончилась всего шесть лет назад. Также были американские и британские пилоты. Пилоты всех трех стран боролись с высококвалифицированным немецким Люфтваффе, но была разница.

Воздушные бои, сопровождавшие продвижение России на запад в сторону Берлина, были безжалостными. Там красные ВВС столкнулись с все более отчаянными, численными, но все еще смертельными пилотами Люфтваффе, которые защищали свою родину.

Российские летчики, таким образом, имели гораздо лучший боевой опыт и обладали лучшими боевыми навыками, чем их западные противники.

Иван Кожедуб.
Иван Кожедуб.

Например, первый крупный российский авиационный отряд, отправленный в Корею, 324-й ИАД, был подразделением перехватчиков противовоздушной обороны под командованием полковника Ивана Кожедуба, который с 62 победами был высшим союзным асом Второй Мировой Войны.

Лучшая тактика

У русских также была лучшая тактика, которая превосходила западные военно-воздушные силы. Например, на китайской стороне границы ожидали бы крупные образования МиГов.

Когда западные самолеты вошли в МиГ-Аллею (название, данное западными пилотами северо-западной части Северной Кореи, и место многочисленных воздушных боев) эти МиГи набросились с большой высоты в атаку.

Российские эскадрильи МиГ-15 действовали в больших группах, но основной формацией была группа из шести самолетов, разделенная на три пары, каждая из которых состояла из лидера и ведомого.

Первая пара МиГ-15 атаковала вражеские F-86 Sabre. Вторая пара защищала первую пару. Третья пара оставалась выше, поддерживая две другие пары при необходимости. Эта пара имела больше свободы, а также могла атаковать возможные цели, такие как одинокие F-86 Sabre, которые потеряли своих ведомых.

Участие России в войне сказалось на Северокорейском и китайском моральном духе. Когда россияне впервые начали подготовку китайских летчиков-истребителей к полету на МиГ-15, они обнаружили, что стажеры были в плохой физической форме и едва могли выйти из самолета после вылета.

Это было в основном благодаря их диете – три чашки риса и чашка капустного супа в день. Спустя несколько недель на диете, основанной на российских стандартах, китайские летчики смогли выдерживать тяготы воздушного боя.

Точно так же Северокорейцы начали творить чудеса в воздухе, сбив несколько американских самолетов, которые раньше летали вокруг них кольцами.

Претензии и встречные претензии

Несмотря на то, что секретные советские и китайские записи стали доступными, ВВС США продолжают придерживаться своей теории 1: 7/8/9, хотя и уступает от первоначального утверждения 1:14, которое прошло для истории вплоть до 1990-х годов.

Возьмите воздушные бои 12 апреля 1951 года, в которых американцы потеряли 25 стратегических бомбардировщиков и около 100 летчиков. Это называлось «Черным днем», и в США была объявлена ​​неделя траура. И все же американцы утверждали, что в тот день они сбили 11 МиГов.

С.М. Крамаренко после выполнения боевого задания с наземным экипажем. Аньдун, 1951.
С.М. Крамаренко после выполнения боевого задания с наземным экипажем. Аньдун, 1951.
"На самом деле, - говорит Крамренко, - все наши истребители благополучно добрались до дома, и только у трех или четырех МиГов были отверстия от пулеметного огня бомбардировщиков. Это было основано на том, что американцы считали сбитые вражеские самолеты, основанные на камерных выстрелов. Я думаю, что американские пилоты посчитали меня сбитым – и не менее двух или трех раз." Американцы, таким образом, "сбили" больше МиГов, чем число, которое воевало в Корее.

Российская сторона имела более надежную систему записи убийств. Пилоты должны были обеспечить чистую и четкую съемку камеры и конформацию от поисковой группы, которая должна была принести обломки сбитого вражеского самолета.

Это вызывает проблемы. Многие подстреленные американские самолеты, отступившие в сторону моря и упавшие в воду, не считались российскими победами. Иногда вражеские самолеты, которые падали в труднодоступных местах, таких как леса и ущелья, не были восстановлены, потому что поисковики не могли их найти. Эти сбитые самолеты никогда не регистрировались как убийства.

МиГ-15 сыграл жизненно важную роль в прекращении американского продвижения
МиГ-15 сыграл жизненно важную роль в прекращении американского продвижения

В действительности русские колотили западные воздушные силы. Давайте возьмем на себя обязательства в сентябре 1951 года.

Согласно кадровым документам, предоставленным 64-м истребительным авиационным корпусом ВВС СССР, пилоты двух советских дивизий сбили 92 вражеских самолета, потеряв при этом лишь пять собственных самолетов и двух пилотов. Однако, по данным американских рекордов, за этот же период их потери составили шесть самолетов.

Но согласно исследованиям российских и зарубежных ученых, проведенным в период после окончания холодной войны, число западных потерь в сентябре 1951 года в настоящее время составляет 21 самолет в борьбе с МиГами. Плюс, как минимум, еще восемь бойцов были так сильно повреждены, что они, возможно, больше никогда не летали.

Таким образом, даже принимая эти крайне консервативные цифры, соотношение потерь между двумя сторонами в сентябрьских боях составляет 4:1 в пользу российских летчиков. Однако западные авторы, историки и аналитики упорно не хотят пересмотреть численность преувеличенных убийств, приписанных ВВС США.

Аналогичные споры касались австралийцев, которые отправили свою 77-ю эскадрилью "Метеоров Глостеров" в Южную Корею. В холодный декабрьский день во время боевого патруля россияне во главе с Крамаренко встретили целых 20 таких британских самолетов

Это оказалось черным днем для австралийцев, поскольку МиГи разорвали Глостеры на кусочки. В течение нескольких секунд на земле внизу было около десятка пожаров – обломки этих несчастных самолетов. Был единственный выживший, который вырвался из этого ада, чтобы отправиться домой.

Россияне увидели бегущего австралийского летчика, который, казалось, смирился с его судьбой и отказался предложить бой. "Во мне это пробудило жалость”, - пишет Крамаренко.

"Глостер перестал быть врагом, и я решил оставить его в покое. Пусть он отправится домой на свой аэродром и расскажет о судьбе остальных своих товарищей, которые хотели уничтожить корейский город и чьи самолеты горели на склонах возле этого города и его железнодорожного вокзала!"
Крамаренко добавляет: "Я все еще недоумеваю, почему американцы позволили этим зеленым лошадям сражаться в устаревших самолетах, не прикрывая их на своих F-86 Sabre."

Несмотря на получение такого увечья, австралийцы считали, что они сбили МиГ в этом воздушном бою, потеряв только три своих самолета. Русские больше не встречались с Глостерами над небом Кореи. В действительности, австралийцы были не в курсе американцев.

Ошибки Москвы

Коэффициент убийства Корейской войны был бы еще больше в пользу МиГ, но за советским лидером Иосифом Сталиным безрассудное решение о ротации целых истребительных экипажей. Сталин, который не понимал воздушную мощь, изначально не позволял МиГ-15 принимать участие в воздушных боях над Кореей.

В результате сталинского приказа российские асы Второй Мировой войны, которые в 1951 году надрезали большие убийства, были заменены молодыми летчиками-новичками с небольшим боевым опытом. Это позволило деморализованным ВВС США вернуться в игру и американцы сбили десятки российских самолетов.

Другим фактором был G-костюм, который позволил американским летчикам летать, не подвергая свое тело экстремальным силам, которым подвергаются боевые пилоты.

Красной авиации не хватало этого жизненно важного аксессуара, и, следовательно, многие русские пилоты должны были прекратить летать в течение нескольких недель или месяцев, чтобы оправиться от боевого стресса.

Паритет был восстановлен еще раз, когда первоначальная русская партия героев Второй Мировой Войны вернулась в Корею, но со смертью Сталина в 1953 году война подошла к концу.

Так как это не было сражением за Родину, ни один из российских пилотов не хотел быть последним, кто погибнет, а потому эпических воздушных сражений над небом Кореи больше не было.

Вам понравилась эта статья? Ставьте лайк ( 👍 - палец вверх), поддержите наш проект!
Подписывайт
есь на наш канал, чтобы читать интересные статьи первыми.
А также - вы можете на свое усмотрение поддержать автора финансово (автор человек и иногда голодает...)