Самый крупный линкор Великой Отечественной войны обнаружен под водой спустя 70 лет

07.01.2018

Японский линкор «Мусаси», флагман Императорского японского флота времен Второй мировой войны, был одним из крупнейших и наиболее технологически совершенных военных кораблей, когда-либо построенных. Его колоссальный масштаб олицетворял возвышенные амбиции Японии, а его поражение под огнем США в битве при заливе Лейте в октябре 1944 года стало символом ошибочной стратегии военно-морских сил страны. Теперь, после почти десятилетнего поиска, исследовательская группа, спонсируемая миллиардером Microsoft Полом Алленом, обнаружила обломки Мусаси, разбросанного по дну Сибуянского моря на Филиппинах.

Запущенный в 1942 году вместе со своим братским кораблем, Ямато, Мусаси стал флагманом основного флота Императорского японского ВМС в следующем году. Эти два корабля были самыми крупными и мощными из когда-либо построенных, длиной 862 фута (263 метра) и весом 73 000 тонн. Их максимальная высота достигла 183 футов (56 метров), примерно с 16-этажное здание. Вооруженные 56-сантиметровыми главными орудиями - крупнейшими и мощными среди любых других военных кораблей - Ямато и Мусаси были разработаны, чтобы помочь Японии сражаться с гораздо более крупными военно-морскими силами Соединенных Штатов во время Второй мировой войны.

Мусаси покидает Бруней для битвы в заливе Лейте, октябрь 1944 года
Мусаси покидает Бруней для битвы в заливе Лейте, октябрь 1944 года

Несмотря на то, что японцы, похоже, первоначально нехотели ставить свои флагманы под ущерб, потеря других крупные линкоров в битве за Мидуэй (1942) и битве при Филиппинском море (1944) изменило их мнение. 24 октября 1944 года Мусаси попал под сильный огонь со стороны сил США в битве при заливе Лейте. Несмотря на свои огромные размеры, у Мусаси не хватало достаточной защиты от авиации в битве и также он оказался уязвимым для вражеских торпед. После того, как он загорелся и начал терять мощность винтов, появились боевые самолеты США. Мусаси выдержал около 25 прямых торпедных ударов за более чем четыре часа. Около 1000 членов экипажа судна были убиты, включая капитана, в то время как японские корабли смогли спасти около 1300 человек.

В течение почти 70 лет охотники за кораблекрушениями пытались найти место крушения Мусаси. Исследовательская группа, спонсируемая Полом Алленом, соучредителем Microsoft и миллиардером, провела восемь лет в поисках Мусаси, изучая исторические записи в четырех странах, а также подводные топографические данные, прежде чем развертывать высокотехнологичную яхту и дистанционно управляемый подводный аппарат (ROV) для проведения поиска. Ранее в этом месяце Аллен объявил, что они обнаружили крушение Мусаси, разбросанного по дну Сибуянского моря на Филиппинах, на глубине более 3000 футов. Экспедиционная команда во главе с Робертом Крафтом провела в прямом эфире видео-тур по подводному объекту, предоставив миру первые подробные изображения исторического кораблекрушения.

Хоть затонувший военный корабль пропал под водой целиком, он, по-видимому, взорвался под водой, так как части корабля были разбросаны по дну океана. На фоне обломков в кадре было установлено ​​крепление для знака Императорского японского флота, хризантемы, сделанной из тика, которая сгнила в течение семи десятилетий на дне океана. Эта деталь, среди прочего, помогла морским экспертам подтвердить (с 90-процентной уверенностью), что затонувший корабль на самом деле линкор Мусаси.

Открытие Мусаси сделало заголовки во всем мире, и особенно - в Японии. Среди тех, кто смотрел видео-ленту, был Сигеру Накаджима, переживший битву при Лейтском заливе. Электрический техник для вспомогательной батареи на Мусаси, он выжил, прыгнув за борт после того, как его начальник офицер призвал к эвакуации. Накаджима смотрел видеотур из своего дома в Токио.