Китайский фарфор

Китайский фарфор

Китайская цивилизация – одна из самых ранних и прогрессивных за всю историю человечества. Она подарила миру множество полезных изобретений. Одно из них – фарфор. Изящный, благородный, утонченный и невероятно прочный вид керамики, который до сегодняшнего дня является лучшим материалом для производства посуды.

Китайский фарфор всегда считался самым качественным материалом для изготовления предметов посуды. Производить этот уникальный вид керамики мастера Поднебесной научились еще в эпоху неолита. В то время это были еще протообразцы настоящего фарфора.

Полноценные условия для его создания появились примерно к IX веку, когда были найдены залежи подходящих пород и технологии производства доведены до совершенства. Специальная глина, из которой изготавливался фарфор (каолин) добывалась в только в китайской провинции Цзянси.

Рабочую смесь обжигали в печах сложной конструкции, бескислородным способом при температуре более тысячи градусов. По соотношению материалов различают фарфор твердый и мягкий, промежуточную форму называют «костяным». Декорирование готовых изделий производилось с помощью глазуревых красок. Расписываться эмалями фарфор начали примерно с XVII века.

Белизна, пластичность, невероятная тонкость нового материала сделали его фаворитом самых взыскательных эстетов. В самом Китае пользоваться фарфоровой посудой могли себе позволить пользоваться лишь самые богатые. В Европе, куда он попал в XIII веке, он ценился еще выше – на вес золота.

Но вскоре технологии производства были заимствованы другими странами, которые стали выпускать изделия аналогичного качества. Например, посуда из японского фарфора narumi нисколько не уступает посуде из Китая.

Фарфор обладает антибактериальными свойствами (пища и питье в такой посуде сохраняются дольше), отличается легкостью, неподражаемой утонченной росписью.

Сегодня при его производстве по-прежнему используются традиционные древние технологии и способы декорирования. Самыми же ценными считаются оригинальные антикварные изделия.

Виды фарфора определяются в зависимости от принадлежности его к определенной исторической эпохе (минский, танский и т.д.), по месту, особенностям производства и способу обжига.

Изделия из фарфора совершенно не похожи друг на друга. Они необычайно разнообразны по виду, форме, декору. На самом деле выделяют не так уж много техник оформления: белый фарфор без росписи, бело-синий, зеленоватый (селадон), трехцветный (санкай), а также пятицветный времен империи Цинь.

Даже просто по внешнему виду можно определить качество материала, из которого создана керамика. Настоящий дорогой китайский фарфор должен быть тонким, его звук – мелодичным, а роспись идеально ровной и изящной.