INTERMEDIA
2903 subscribers

Фильм «Событие»: И снова про аборты

постер к фильму
постер к фильму
постер к фильму

Оценка: 6 из 10

Российская премьера драмы-победителя Венецианского кинофестиваля состоялась на кинофестивале ко дню рождения Художественного, в российский прокат «Событие» выходит 20 января 2022 года. Режиссёр: Одри Диван. В ролях: Анамария Вартоломей, Кейси Моттет Кляйн, Луина Байрами и другие.

У студентки Анны (Анамария Вартоломей) несчастье. Она только что обнаружила, что беременна. Сейчас ей это совсем не нужно: в планах у девушки выучиться с отличием и стать успешной писательницей, однако нежелательная беременность резко ставит крест на всех амбициях Анны – плакала её учёба, плакала её карьера, она, как сама выражается, заразилась особой болезней, превращающей молодых девушек в домохозяек. Впрочем, есть одна опция – аборт, вот только на дворе 1964 год, а во Франции в те времена аборты были строго запрещены: государственные врачи от одного лишь намёка на операцию приходили в ужас, ибо сроки за такое преступления были серьёзные. Но для Анны, кажется, другого выхода попросту нет: она готова пойти на всё, чтобы избавиться от нежеланного плода внутри себя.

Французская драма «Событие» совсем недавно выиграла «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля, что автоматически внесло картину Одри Диван в кинематографическую летопись 2021 года. Решение, принятое под руководством корейского режиссёра Пона Джун-хо, мягко говоря, странное: особенно с учётом того, настолько вторичным кажется «Событие» по сравнению с другими фильмами про аборты, показанными за последние 15 лет на самых крупных мировых фестивалях. Конечно, первым же делом вспоминается выдающаяся румынская картина Кристиана Мунджиу «4 месяца, 3 недели, 2 дня» про незаконные аборты при коммунистическом режиме. После отрезвляющего и во многом шокирующего соцреализма Мунджиу старания Диван и вовсе кажутся бледной копией.

Буквально в прошлом году на Берлинском кинофестивале показали ещё один замечательный фильм про аборты (но на этот раз не про незаконные) – «Никогда, редко, иногда, всегда». Кино Элизы Хиттман получилось исключительно нежным, тихим и живым, отчего закономерно стало одним из сильнейших авторских произведений 2020-го и образцом тончайшей режиссуры. У Одри Диван тоже прослеживается попытка изобразить интимный портрет отчаявшейся героини, вот только, несмотря на обилие крупных планов, использование клаустрофобического формата 4:3 и постоянную фиксацию камеры на Анне, все режиссёрские старания рушатся об рудиментарную драматургию.

Причём к исполнительнице главной роли никаких нареканий быть не может – девушка выкладывается на все сто, хотя, конечно, по меркам французского кино нынешнего года всё же сильно теряется на фоне Агат Руссель, чьи невозможные трансформации в «Титане» за гранью понимания. Картины Дюкорно и Диван не зря часто встречаются в едином дискурсе: одна – победительница Каннского кинофестиваля, другая – Венецианского. В обеих присутствует так называемый шок-контент (в «Событие» это сцена любительской попытки домашнего аборта, которая, по сути, на фоне того же «Титана» выглядит как утренник в детском саду). Обе ленты боролись за право представлять Францию на «Оскаре», и, о чудо, решено было отправить не более академичный вариант Диван, а прогрессивный семейный арт-хоррор Дюкорно, чем, правда, французы добровольно похоронили все шансы на статуэтку. Зато какой красивый и смелый жест!

Задача настоящего кинематографиста снимать о том, что ему небезразлично. Определённо для Одри Диван эта история что-то да значит: это своего рода хлёсткий феминистический манифест о свободе выбора и её необходимости для каждой женщины. Суперактуально на сегодняшний день. Задача настоящего критика определять место и художественную ценность конкретной картины на кинематографической карте мира, находящейся притом в вечной динамике. В этом плане «Событие» предельно избыточно как художественно, так и тематически. Дело в том, что тема абортов в кино настолько характерная и тяжеловесная, что её вариаций не насмотришься особо много. Две-три хорошо сделанных и по-разному раскрывающих данную тему ленты и всё: вектор сюжета, основная драма, персонажи, всё это будет примерно одно и то же. Это как с фильмами о пытках над заключёнными или любой другой нишевой тематики – два-три фильма на всю жизнь хватит.

«Событие», впрочем, может чем-то удивить тех зрителей, для которых это будет первый фильм про аборты. Большое кинематографическое горе, ибо куда более талантливые по всем фронтами и бесспорно обязательные для просмотра работы Мунджиу и Хиттман впоследствии тем зрителям могут показаться уже не столь свежими, а с учётом громкой и неожиданной победы в Венеции данное кино посмотрят намного больше людей, чем оно заслуживает. В остальном же приходится констатировать, что без «Золотого льва» в кармане лента Одри Диван вряд ли бы стала хоть каким-то событием в мире кино в этот или любой другой год.

Вадим Богданов, InterMedia