30 234 subscribers

Кто такие передачи с гибкими звеньями?

1,2k full reads

Передачи с гибкими звеньями...Как странно это звучит, не правда ли? Между тем, подобные механические передачи знакомы всем и каждому. Ведь, скорее всего, большая часть читателей имела опыт использования велосипеда или хотя бы видела его на улице. Ну а кто-то, может быть, даже разбирал вариатор современного скутера. Во всех этих устройствах используются гибкие передачи.

Стандартная схемка
Стандартная схемка

Если "классическая" механическая передача, например зубчатая, подразумевает непосредственное зацепление, то в передаче с гибкими звеньями усилие от ведущего звена к ведомому передается непосредственно гибким звеном.

Какими могут быть гибкие звенья?

Гибкими звеньями могут являться самые разные элементы. Самые распространенные варианты - это ремни и цепи. Ремни можно встретить в каждом современном автомобиле (и не дай бог на ГРМ :)...). Цепь есть на каждом велосипеде. Ну или почти на каждом, ведь есть и экстравагантные варианты, где применяется карданный вал или ременное зацепление.

Цепная передача
Цепная передача

Среди относительно стандартных примеров выделяется и нечто невероятное. Например, ремень из верблюжьей шерсти. И тут сразу в голове начинает веселым голосом проигрываться реклама, где рассказывают о верблюжьих одеялах и супер-пупер носках. Сложно предположить, что из верблюда можно ещё ремень сплести. На практике же наблюдается интересная особенность - ремень из такой шерсти обладает невероятными свойствами.

Если сравнивать ремень из стандартного полимерного материала и ремень из верблюда, то последний будет соотноситься по свойствам с первым также, как Кларк Кент коррелирует с простым человеком. Верблюжьи ремни практически не изнашиваются сами, но зато стачивают шкивы во много раз быстрее обычного случая. При этом они сохраняют свойства при перепадах температуры. Оно и не удивительно...Если вы когда-нибудь гладили верблюда, то знаете, что это вредное животное на ощупь примерно как ёжик.

Привет...Чё скажешь-то?
Привет...Чё скажешь-то?

Но вообще, если перечислить все варианты гибких звеньев, то туда попадут шнуры, ремни, канаты самых разных профилей, цепи всех видов, стальная лента и всё, чем можно передать вращение с одной детали на другую. Ну а по названию гибкого звена будет называться и передача. Логично, что передача с цепью будет называться цепной, а передача с ремнем - ременной. Передача с верблюдом - верблюжьей (это уже шутка :)...Она всё равно ременная).

Некоторые достоинства и недостатки передач с гибкими звеньями

В использовании передач с гибкими звеньями есть и плюсы, и минусы.

Самый первый очевидный плюс - возможность уменьшить вес всего готового механизма. Одна цепь или ремень будут весить значительно меньше, нежели весили бы шестерни и зубчатые колеса или карданный вал для передачи вращения.

Благодаря использованию подобных схем легко организовать передачу движения между двумя отдаленными точками. Посмотрите на велосипед и представьте себе, что цепь пришлось заменить бы карданом (хотя так и делают, решение не лучшее).

Гибкие передачи проще реализовать в техническом плане. Связать два шкива ремнем намного практичнее с инженерной точки зрения и удобнее в практическом плане именно ремнем, нежели другими вариантами передачи.

Использование ременных передач позволяет снизить шумы и вибрации при работе механизма, а также появляется возможность организовывать бесступенчатые редукторы. Это тот самый вариатор, который активно используется в скутерах и на некоторых автомобилях.

Про плюсы, думаю, мы сказали достаточно. Но есть и минусы, которых не меньше.

Гибкие звенья имеют "специфику слетать" и если зацепление карданным валом оторвать не так-то просто, то цепь с цепной передачи вполне может упасть. Мы наблюдаем такое на велосипеде. Но если велосипед ремонтируется перчатками и плоскогубцами, то когда цепь соскакивает у мотоцикла, то уже не сладко.

Ременные передачи обладают таким неприятным свойством, как проскальзывание. При изменении погодных условий и при неблагоприятных сценариях ремень просто не сможет передать нужное количество оборотов. Причем, этот момент учитывается и при проектировании, и является расчётным. Но всё равно, говорить про возможность его предсказать невозможно.

Из этой логики следует и ещё одна проблема - отказы механизма. Например, ремень генератора и охлаждающей помпы в авто может порваться в самый неподходящий момент.

Парам пам-пам. Фото с https://www.drive2.ru/l/509943873309507619/
Парам пам-пам. Фото с https://www.drive2.ru/l/509943873309507619/

Машина после этого просто встанет. А если порвётся ремень газораспределительного механизма, то можно и попасть на капитальный ремонт двигателя.

Понятно, что недостаток быстро становится достоинством. Ведь ремонт гибкого звена очень прост. И в случае разрыва ремня генератора нужно просто заменить его на новый запасной. Будь там шестерни, так легко проблему мы бы не решили.

Пожалуйста, подпишитесь на проект, оцените статью лайком и напишите комментарий! Сейчас это очень важно для выживания проекта!

------

Полезный путеводитель по научно-популярным каналам ДЗЕНа: смотрите здесь

------

Ещё интересные статьи с моего канала: