57,4K подписчиков

Почему тяговое реле всегда ломается с приходом осени?

189 прочитали

Однажды я уже рассказывал на страницах проекта, что меня постигла неприятная ситуация с машиной. Вышел я на заправке, заглушил двигатель, а потом прихожу и пытаюсь завести машину. При повороте ключа не происходит ровном счётом ничего!

Была середина осени и температуры уже прыгали около 0 и заметно похолодало. Завести автомобиль получилось только через несколько часов с помощью молотка и арматуры, которыми я стучал по стартёру.

Так выглядит изношенная пятка на бойке тягового реле. Металл проело на мм этак 3. Не удивительно, что контакты перестали доставать.
Так выглядит изношенная пятка на бойке тягового реле. Металл проело на мм этак 3. Не удивительно, что контакты перестали доставать.

Секрет тут в том, что у стартёра есть так называемое тяговое реле. Оно соединяет основную цепь электродвигателя стартёра и аккумулятор. Пока контакт не замкнется, стартёр не крутится. Завести же автомат хитрыми способами в обход стартёра не выйдет (или я их просто не знаю...расскажите про них в комментариях), поэтому остается поворачивать ключ и лупить молотком по реле.

Молотком по стартёру лупят для того, чтобы изношенные контакты в тяговом реле распрыгнули и схватились при соединении. Ведь при таких высоких токах и низких напряжениях в почте каждый микрон.

Я не случайно упомянул, что на улице была холодная осень. Ведь ситуация вновь повторилась уже на новом стартёре через год и случилось в точности тоже самое.

Как только на улице начало холодать, по утрам я стал слышать неприятные стуки при повороте ключа, но машина хваталась. Стуки, скорее всего, были связаны с тем, что боек тягового реле не мог с первого прикосновения обеспечить уверенный контакт. Правда непонятно почему обесточивалась тяговая катушка. Но возможно я не совсем правильно представляю происходящий процесс. Тут могут быть варианты.

Между тем, молотком всё это по прежнему лечится. Решил для себя перебрать снятый ранее стартёр и поставить заменители вместо щеток и тягового.

Но почему тяговое реле ломается именно с приходом холодов? В общем-то, всё просто.

Есть такая штука, как термическое расширение металлов. Несмотря на то, что всё это микроны, для таких высоких токах, как в цепи стартёра, каждая пылинка и каждый этот микрон могут сделать своё грязное дело.

Это расширение можно даже рассчитать, а для каждого материала выведен такой показатель, как термический коэффициент линейного расширения. Ну а где расширение, там и сжатие :)

Коэффициенты термического расширения
Коэффициенты термического расширения

Несмотря на десять в минус шестой степени в столбце таблицы, если рассмотреть более высокие значения температуры и длины, то на выходе получим вполне себе ощутимые показатели.

Примеры расширений для изменения на 50 градусов для 100 метровой длины
Примеры расширений для изменения на 50 градусов для 100 метровой длины

Осенью начинаются холода и электропроводка начинает подглючивать. Контакты буквально уменьшаются и стандартным образом цепь уже не замыкается. А если вдруг наступит зима, то всё будет ещё хуже, чем было и никакой молоток уже не поможет.

Поэтому, даже похолодание на 10 градусов на улице сказывается на работе изношенной электроники, а в том числе и тягового реле, весьма плачевно.

------------

Обязательно оцените статью лайком и подпишитесь на проект! Это очень важно для развития канала. Виноваты странные алгоритмы Дзена!

-------------

Советую также прочитать на нашем канале:

-----

Смотрите нас на YouTube и присоединяйтесь к нашему Телеграм!