30 235 subscribers

Зачем делать на деталях левую резьбу

2,4k full reads

Большая часть болтов и резьбовых соединений, которые мы используем, имеют правую резьбу. Они откручиваются против часовой стрелки, а затягиваются по часовой стрелке.

Гаечный ключ
Гаечный ключ

Но далеко не все резьбовые соединения такие. Некоторые из них откручиваются по часовой стрелке, а затягиваются против часовой. Это так называемая левая резьба. В простонародье её частенько называют обратной резьбой.

Иногда человек забывает о такой разновидности направления нарезки резьбы и буквально бьется головой об стену, неограниченно затягивая резьбу в попытке раскрутить соединение.

Наверняка возникает вопрос о целесообразности применения такого резьбового соединения. Ведь, казалось бы, вполне достаточно везде использовать стандартную правую резьбу. Но есть тут одна загвоздка.

Виды резьбы по направлению витков
Виды резьбы по направлению витков

Обозначенная причина использования левой резьбы не единственная, но именно она чаще всего является наиболее распространенной.

Когда мы говорим про использование резьбового соединения, мы не должны забывать о силе трения. Именно она позволяет резьбе не раскручиваться.

Если рассмотреть резьбу внимательно, то логика функционирования примерно следующая. Есть витки резьбы и есть болт или гайка. Когда мы начинаем резьбу затягивать, то витки начинают всё больше и больше перемещаться ближе друг к другу. Зазор в резьбе становится всё меньше, а сила трения пропорционально возрастает. Именно поэтому открутить затянутую ключом гайку руками почти невозможно. Появляется сила трения, которая не даёт гайке свободно вращаться.

Но всё это хорошо, когда мы скручиваем друг с другом две доски, находящиеся в покое. Теперь же представим, что мы используем резьбовое соединение на подвижной детали. Тут как нельзя лучше для примера подходит шатун велосипеда, к которому прикручивается педаль.

Когда мы вращаем педаль по часовой стрелке, то резьбовое соединение самозакручивается. Да да, вы не ослышались! Сила трения, которая возникает в подшипнике педали велосипеда по микрону смещает резьбовое соединение с правой резьбой в сторону закручивания. В итоге узел постоянно работает на затяжку. Это известная фишка в механизмах. И хорошо, когда правая резьба у нас размещена на правом шатуне, т.е. каждый поворот педали закручивает её всё сильнее.

Правый шатун и правая резьба
Правый шатун и правая резьба

Теперь представим, что на левом шатуне мы применили правую резьбу. Ситуация становится зеркальной. При каждом повороте педали она начинает по микрону откручиваться от своей точки посадки и соединение разбалтывается. Несмотря на то, что процесс кажется незначительным, вклад этих микро-движений огромен.

Левая резьба на левом шатуне
Левая резьба на левом шатуне

Именно в таких случаях используется левая резьба. Она закручивается в сторону вращательного движения основного механизма и не даёт разбалтывать сама себя.

Иногда левая резьба используется для обеспечения безопасности как "защита от дурака". Так, на баллонах с горючим газом резьба левая, а с негорючим правая. Соединить две линии не получится и это обеспечивает безопасность.