Тайна школьной успеваемости открыта

17 September 2019

В продолжение предыдущей статьи давайте поговорим, что на самом деле влияет на успехи или неудачи в учёбе?

Условие первое и неожиданное – бабушка!

Исследование, проведённое социологами среди петербургских семей, доказало, что можно готовить уроки на кухонном столе в коммуналке и быть отличником. Можно иметь отдельную комнату и быть троечником.

Неважно, где ты живёшь. Важно, – с кем.

Оказалось, что 50% отличников и хорошистов живут в одной квартире со своими бабушками и дедушками. А 42% успевающих детей общаются со старшими родственниками, даже если те проживают в другом городе.

Троечники же в 40% случаев вообще не встречаются со своими бабушками и дедушками.

«Это только на первый взгляд кажется удивительным. На школьные успехи ребёнка на всех ступенях обучения напрямую влияют ценности его семьи» – считает Ольга Сачава.

– Чем важнее для взрослых отношения внутри их семьи, чем большую ценность представляет для родителей семейная жизнь (в том числе отношения со старшими родственниками), чем больше внимания родители уделяют построению внутрисемейных связей, тем выше школьные оценки их ребёнка. Грамотно выстроенные внутрисемейные связи говорят о психологической компетентности родителей. Поэтому их можно назвать ключевым фактором, определяющим успеваемость ребёнка».

Условие второе, ещё более неожиданное – семейные праздники и семейные ценности

– Наше исследование показало, что 67% хорошистов и отличников начальной школы и 73% хорошистов и отличников средней школы живут в семьях, где всегда отмечаются семейные праздники. А вот в семьях большинства троечников такие праздники отмечаются эпизодически. Или – не отмечаются вообще! – рассказывает Ольга Сачава.

И очень важно, чтобы семейные торжества не были импровизированными (собрались, выпили, разбежались). Надо, чтобы семья готовилась к ним заранее: обсуждала подарки, накрывала праздничный стол, разрабатывала сценарий праздника, шила костюмы, рассылала родственникам и друзьям приглашения и т.д.

Социологи обнаружили одну очень интересную закономерность: чем выше доход семьи и чем ниже культура семейных праздников, тем ниже оценки ребёнка.

И, наоборот: чем выше культура семейных праздников по отношению к доходам семьи (средним или даже низким) тем выше успеваемость школьника!

Третье условие – профессиональная самореализация родителей

Согласно исследованию, проведённому социологами, 56% родителей отличников и хорошистов сообщили, что работают в первую очередь для самореализации. Они говорят не только о моральном удовлетворении, но и об удовольствии от своей профессиональной деятельности.

И лишь 20% родителей троечников рассказали, что работают ради самореализации. Большинство из них трудятся, по их собственным словам, «ради денег».

Четвёртое условие, как ни странно, – удовлетворённость родителей своей жизнью

– Чем более довольны жизнью родители, тем успешнее в учёбе их дети, – объясняет Ольга Сачава. – Это закономерность.

Родители троечников ответили, что не полностью удовлетворены своей жизнью, а некоторые заявили, что собственная жизнь их вообще не устраивает.

Среди родителей отличников «недовольных» вообще нет!

Это ещё одна важная субъективная особенность, которая отличает семьи отличников хорошистов от семей троечников.

Вот такое вот интересное исследование.

Если у вас есть время более подробно познакомиться с результатами этого исследования, это можно сделать по этой ссылке.

Поделитесь в комментариях:
- Согласны ли вы с результатами исследований?
- Как вы оцениваете успехи и неудачи вашего ребёнка в школе?

Екатерина Кес, детский и семейный психолог © ipsyholog.ru
👉
Подписаться на канал

Источник на сайте⠀

***

P.S. Понравилась статья? Пожалуйста, поделитесь ею с друзьями, нажав на кнопки соцсетей или мессенджеров.

И, как всегда, буду рада вашим комментариям и вопросам.

В помощь родителям, которые хотят наладить отношения с ребёнком и узнать больше про позитивное воспитание, я регулярно провожу бесплатный онлайн-курс «ВОСПИТАНИЕ БЕЗ КРИКОВ И НАКАЗАНИЙ»

***

Читайте также: