О правилах дорожного движения или Голландия — страна бардака и драконовских штрафов

Голландия - бардачная страна! Видите корабль на набережной? Он целый месяц тут стоял, и никто не обращал на него никакого внимания. “Никто” - это город Роттердам, или кто там деньги за парковку на воде собирает?

А что, не только наземные транспортные средства за право постоять на набережной платить должны, водные тоже, и неизвестно еще, кто больше. Вот вы попробуйте машину в центре без оплаты бросить - сразу штраф повесят, и получаса не пройдет! И я вам точно скажу, сколько - 90 евро! А корабль - другое дело, никому и в голову не придет, что он просто так, бесплатно, тут стоит.

На этом круизном корабле не первой молодости живут студенты. Не уверена, законно ли это, но он еще и отелем “подшивает” - французскую молодежную группу разместил. Мой старший сын тоже здесь живет, он - студент.

Хочет он жить на корабле или нет, никто не спрашивал. Всем студентам первого курса университетских колледжей в Голландии положено жить в общежитии, то есть, в кампусе. Это милое правило голландцы позаимствовали у американцев и англичан, и никого не колышет, что студент может быть местным и жить в пяти минутах ходьбы и от университета, и от кампуса. Стоит кампус около 600 евро в месяц. Старшекурсники, начиная со второго года обучения, должны съехать на квартиры и освободить жилье первокурсникам, в том числе и тем, кто в общежитии не нуждается.

В лучших традициях, корпус общежития к началу учебного года готов не был. Две недели все студенты жили на корабле, по официальной версии, “для сближения”. А потом их начали порционно переселять в кампус, по мере продвижения ремонта.
Мой сын оказался счастливчиком и должен оставаться на корабле до конца.

Сначала корабль около недели стоял в этой гавани. Вон те дома и жилую баржу видите?

Кому-то из их обитателей шум генератора громким показался. Вызвали полицию, те датчики уровня шума притащили и сказали, что, да, громковато. А может, просто с местными активистами связываться не хотели.

Главное, пока эта история с шумом решалась, сын у нас ночевал, поскольку простудился в заплесневелой каюте - холодно там, ветер изо всех щелей свищет. Корабль - старый, еще в начале 80-х в советской Болгарии построен, говорят, для высоких партийных бонз.

После болезни сын вернулся на корабль, а там - как в той песне: “На палубу вышел, а палубы - нет!” Исчез кораблик вместе с палубой! Сын позвонил однокурсникам, оказалось, что капитан сменил дислокацию и чуть подальше корабль переставил, на центральную набережную, где мы каждый день с собакой гуляем. А что, так даже веселее, особенно, если окна каюты не на набережную, а на реку смотрят. Водичка плещется, баржи мимо чапают… Релакс полный! И в окно твое в принципе никто заглянуть не может!

Поэтому сын мой крайне удивился, когда в восемь утра в окно постучали. За окном стояла посторонняя пожилая женщина. Она спросила что-то вроде: “Когда вы отсюда свалите, молодой человек?”

  • Я лично?
  • Нет, вместе с кораблем!

Почему она постучала именно к Мишке, так моего сына зовут, я не знаю, возможно, его каюта просто была первой попавшейся. Спросонья Мишка только женщину разглядел, а потом уже увидел, что она на палубе другого корабля стоит, настоящего круизного, пассажиры которого были примерно в возрасте 80+. Чего они только за время стоянки не насмотрелись, бедные!

Оказывается, корабль со студентами стоял на набережной нелегально, не запросив разрешения на стоянку и не заплатив за нее. Парадокс в том, что никто бы и не заметил этого, если бы не корабль со старичками, который заранее застолбил парковку. И вот ведь, законопослушный какой! Не встал рядышком, хотя места полно было, а пришвартовался вторым бортом, вынуждая очень пожилых людей пользоваться шатким студенческим трапом. Мишка, кстати, с него свалился уже ранее, слава богу, что не в воду. Ему простительно, он со сломанной ногой по нему прыгал. Ногу он тут же неподалеку несколько дней назад сломал - не заметил бордюр во время ночного бега.

Отцы города и университета пошумели, но капитана штрафовать не стали, он хотел как лучше и сделал все, что мог. А студентов через несколько дней в четырехзвездочный отель за те же деньги переселили. Получилось - 20 евро за ночь с завтраком, разницу в 130 евро доплачивает университет. Готовить там, правда, как и на корабле, нельзя, вместо этого студентам талоны со скидкой в близлежащие кафе и рестораны дают и денежную компенсацию в 180 евро. Сыну эти талоны, впрочем, без надобности, он продолжает дома столоваться, так что мы с мужем ими как-нибудь воспользуемся.

Если уж я подняла тему голландского бардака, то надо честно и откровенно рассказать о всех случаях, произошедших с нами лично, или не с нами, но на нашей памяти. Обещаю - сага в нескольких частях получится! Так что считайте сей опус частью первой.

Не надо думать, что национальная бардачность - это синоним лояльности. Это - далеко не так, и штрафы в Голландии - одни из самых высоких в Европе.

Сейчас я приведу примеры наиболее часто встречающихся штрафов. Начнем с нарушения правил дорожного движения.

За проезд на красный свет на машине или мотоцикле нужно заплатить 230€, на велосипеде - 90€, на инвалидной коляске - тоже 90€, пешеходы и скейтбордисты платят меньше всех - 65€.

Далее - превышение скорости в населенных пунктах, последняя цифра означает величину штрафа, если нарушение сделано на дороге, где ведутся строительные работы:

  • 7 км - от 24 до 45€
  • 10 км - от 47 до 73€
  • 16 км - от 112 до 153€

Лихачество на автобане обойдется еще дороже. Превышение лимита на

  • 8 км - от 24 до 31€
  • 15 км - от 61 до 83€
  • 17 км - от 91 до 118€

Если водитель забыл включить фары с наступлением темноты - он заплатит 90 евро в черте города и 140 - за его пределами. Перегорела лампочка, освещающая номерные знаки - плати 45, если поймают.

Посигналил в черте населенного пункт - 90€. Въехал кому-нибудь в бампер - от 280 до 600€. Наказание за разворот в неположенном месте, езду в противоположную сторону, а также с фарами дальнего света в черте города - 140 евро.

Не пропустил вперед автобус с пассажирами - 140€,
инвалида или слепого с палочкой - 370€,
трамвай - 230€,
пешехода на “зебре” - 370€,
заблокировал железнодорожные пути и помешал проехать поезду - 230€.

Позвонить по мобильному телефону во время движения стоит тоже 230 евро. (После второго телефонного звонка мужа в машине я перестала озвучивать потраченную на себя во время очередного шопинга сумму, очень удобно).

Теперь про алкоголь. Немножко выпить и сесть за руль в Голландии можно.Немножко - это баночка пива, бокал вина или стопка водки. Если же количество промилле в крови превышает 0,53, то надо приготовиться заплатить следующую сумму:

  • от 0,54 до 0,80 - 325€
  • от 0,81 до 1,00 - 425€
  • от 1,01 до 1,15 - 500€
  • от 1,16 до 1,30 - 650€

Пить надо меньше!

Парковка.
Оставил машину в неразрешенном месте - 90€.
На парковке для инвалидов - 370€
Там, где твоя машина загородила проезд, например, на выезде из чужого гаража - 140€.
Вовсе не заплатил за парковку - 90€.

Еще один очень интересный штраф нашла: за пересечение колонны военных машин - 90€!

Из штрафов, которые не касаются нарушений правил дорожного движения, самыми распространенными считаются штрафы за сходить в туалет в неположенном месте.

По дикому, в общем: в парке, в кустиках, в лесу, за углом. Причем, неважно, по большому ты сходил или по маленькому, сумма штрафа - одинаковая, скидка возможна только по возрасту. Взрослый заплатит за это удовольствие 140 евро, подросток до 18 лет - 90€, а ребенок - 45€.

Всю информацию по штрафам я нашла здесь, извините, что на голландском. Печальный личный опыт при составлении статьи тоже учитывался.

Написано для сообщества "Русское Зарубежье".