Загадки шедевра: Извлечение камня глупости Иеронима Босха

2,2k full reads
4k story viewsUnique page visitors
2,2k read the story to the endThat's 57% of the total page views
5 minutes — average reading time

Иероним Босх. Извлечение камня глупости. 1475—1480. Доска, масло. 48 × 35 см. Прадо, Мадрид
Иероним Босх. Извлечение камня глупости. 1475—1480. Доска, масло. 48 × 35 см. Прадо, Мадрид

Считается, что картина "Извлечение камня глупости" была написана самим Иеронимом Босхом или как минимум в его мастерской маслом на дереве в последней четверти XV века. Её обычно относят к его раннему творчеству. Надпись золотой краской готическим шрифтом гласит: «Мастер, удали камень. Меня зовут Лубберт Дас» (вверху и внизу картины). Лубберт — имя нарицательное, обозначающее слабоумного (обозначало - "балда", "лопух", "олух").

Загадки шедевра: Извлечение камня глупости Иеронима Босха
Загадки шедевра: Извлечение камня глупости Иеронима Босха

Во времена средневековья было поверье, по которому у сумасшедших или очень глупых людей был камень глупости в голове и если его удалить, то можно излечить оперируемого. Даже существовало выражение: "Он знает не больше глупых камней".

Но почему-то вместо камней на картине мы видим извлекаемыми цветы: два цветка - на столе, уже вероятно удалённые, а третий - торчащим из головы пациента. Считается, что это намёк на то, что врач - шарлатан. Он удаляет нечто иное, чем "камень глупости".

Загадки шедевра: Извлечение камня глупости Иеронима Босха
Загадки шедевра: Извлечение камня глупости Иеронима Босха

Исследователь творчества Босха Баск считал, что удаляемые цветы - это тюльпаны. Объяснялось это тем, что тюльпан означал глупую доверчивость. Через сто лет после смерти художника в Нидерландах произойдёт бум цен на тюльпаны с последующим обрушением цен. Многие разорятся в результате лопнувшего тюльпанного "пузыря". Однако тюльпаны во времена Босха ещё не встречались в Голландии, а были завезены позднее. Остаётся загадкой, что за цветок был изображён и вкладывал ли какой-то смысл в выбор цветка художник.

В качестве пациента мы видим хорошо одетого, дородного мужчину, снявшего верхнюю одежду и привязанного к креслу. Однако кошель и кинжал он оставил при себе.

Загадки шедевра: Извлечение камня глупости Иеронима Босха

И это указывает, что оперируемый - достаточно богатый господин, чтобы возбудить корыстолюбие у шарлатана. То, что кинжал, видимо, проткнул кошель, символизирует аферу.

Врач одет почему-то в перевёрнутую воронку, а не в биретту или квадратную академическую шапочку - знак учёных и студентов. В картинах Босха неоднократно встречается перевёрнутая воронка, одетая на голову или человека или демона.

Перевёрнутая воронка на голове врача
Перевёрнутая воронка на голове врача
Птица-демон на коньках в головном уборе из воронки. Из левой створки "Полёт и падение святого Антония" триптиха "Искушение святого Антония" Иеронима Босха
Птица-демон на коньках в головном уборе из воронки. Из левой створки "Полёт и падение святого Антония" триптиха "Искушение святого Антония" Иеронима Босха

Обычно перевёрнутую воронку в качестве головного убора трактуют как атрибут ложной мудрости и шарлатанства. Также есть точка зрения, что воронка - это отсыл к алхимии. Не оспаривая это, я бы всё же обратил внимание как в средневековье могли изображать еврейский головной убор - шляпу. Например, в кодексе Бодмера, на картинке ниже, иудеи в характерных головных уборах. Похоже на воронку? При чём носить отличную от христиан одежду иудеи должны были по решению католического собора 13 века. Подобные изображения мы встретим и в иных миниатюрах. Также следует отметить, что в средневековье иудеи широко практиковали врачевание, хотя и часто запрещенное по отношению к христианам, но практикуемое.

Из средневекового кодекса Бодмера. В шляпах, похожих на воронку - иудеи.
Из средневекового кодекса Бодмера. В шляпах, похожих на воронку - иудеи.

Пустой кувшин на поясе у врача указывает на неутолимое, безграничное корыстолюбие.

Загадки шедевра: Извлечение камня глупости Иеронима Босха

Французский философ Поль-Мишель Фуко писал:

"вспомним знаменитого босховского врача, еще большего безумца, чем тот, кого он хочет излечить, – всей его лжеучёности хватило лишь на то, чтобы облачиться в худшие обноски безумия, бросающегося в глаза всякому, кроме него самого."
(цитата из Фуко М. История безумия в классическую эпоху/Пер. с фр. И.Стаф , 1997.)

Если мы обратимся к пейзажу на заднем фоне, то увидим город.

Пейзаж с городом, виселицей и колесом для пыток
Пейзаж с городом, виселицей и колесом для пыток

Вероятно, это родной город художника - Хертогенбос. Еще не на одной картине Босха мы можем встретить этот город. Также мы видим виселицу и колесо для пыток - явное указание на наказание и неминуемую смерть за обман. Возможно - это напоминание не только о "земном" суде, но и "высшем" - божьем.

На голове женщины, смотрящей на операцию - закрытая книга. Если предположить, что книга - это Библия, то в закрытом виде она символизирует Страшный суд.

Загадки шедевра: Извлечение камня глупости Иеронима Босха

Есть мнение. что закрытая книга символизирует глупость и является аллегорией на суеверия и невежество духовенства того времени. Дон Скемер (Don C. Skemer) считает, что это сатира на фламандский обычай носить амулеты из книг и писаний. Есть версия, что воронка на голове у врача и закрытая книга на голове у монахини говорят нам, что знание бесполезно, когда имеешь дело с глупостью. А может быть, что женщина - ведьма с книгой заклинаний!?

Монах то ли увещевает врача, то ли отпускает грехи, то ли отвлекает внимание оперируемого.

Загадки шедевра: Извлечение камня глупости Иеронима Босха

Кувшин в руках у монаха вероятно с вином. Если монах участвует в операции, то - это средство, чтобы забыть о боли. Вино может указывать и на пьянство монаха. Как правило кувшин рассматривается негативно.

Традиционно картина трактуется как антиклерикальная аллегория, где монах с монашкой убедили несчастного на бесполезную операцию у шарлатана. Они в сговоре против несчастного.

Загадки шедевра: Извлечение камня глупости Иеронима Босха

И тогда кошель у женщины указывает и на её материальный интерес в афере, что она толкнула Лубберта Даса на операцию.

Однако я склонен полагать, что монах и женщина противопоставлены операции. Тогда мы видим обратившегося наивного глупца, но монах как бы противостоит врачу-шарлатану, еще и иудею по моей версии трактования здесь воронки. Известно негативное видение многими христианами иудаизма, в т.ч. католиками позднего средневековья. А Иероним Босх не просто был верующим христианином, обличающим пороки своего времени. Великий художник состоял в католическом "Братстве Богоматери", существующем до сих пор. Было, что он нёс некоторые общественные обязанности в оном.

Загадки шедевра: Извлечение камня глупости Иеронима Босха

Не услышана проповедь монаха-пьяницы. Женщина молчаливо, возможно из-за невежества, печально смотрит на безумие операции. Но они всё еще причастны к небесному, к истинной вере. Об этом говорит круглый стол цвета неба. У многих народов круг указывает на небо, а тут еще и голубой цвет - как самый верх небес вверху картины. И стол сам по себе символизирует и Небо, но и единство Церкви. И опираются на стол и женщина и монах. Но отринул богатый бюргер слово истинной веры и попал в руки шарлатана-еретика.

Если вам повезет оказаться в мадридском музее Прадо, то вы сможете увидеть "Извлечение камня глупости" в оригинале, о чём и я мечтаю.

автор статьи Лямшин Илья Николаевич