Главный ответ на этот вопрос кроется в посыле Стивена Кови: «Сначала пойми, а потом будь понятым».
Мы часто идем из позиции: «Что мне интересно, что мне кажется важным, то я и буду предлагать подростку». Вот в этом вопросе игра играет важную для ваших взаимоотношений с ребенком роль.
Игра – это то, что приносит удовольствие; игры – это то, что безопасно; игра – это то, что весело, здорово.
Здесь необходимо идти из того, что на самом деле вашему ребенку приносит удовольствие, во что ему весело играть, во что он хочет играть. И первое, с чего стоит начать, - это понять, во что играет подросток и что ему приносит удовольствие.
Будет полезно очень ненавязчиво присоединиться к этой игре и делать это не с каким-то взрослым скептицизмом, не с насмешкой, а с искренним желанием понять, почему ребенку это интересно. При этом надо присоединиться именно к этой атмосфере игры, радости, легкости, заинтересованности, которые есть у подростка.
Это касается и компьютерных игр. Как бы вы негативно к этому не относились, попробуйте сыграть хотя бы в одну компьютерную игру и понять, что вашего ребенка в ней привлекает, почему он столько времени проводит в этой игре.
Здорово, если помимо компьютерных игр у вашего подростка есть еще увлечения, которые тоже приносят радость. Если ребенок с удовольствием рисует, то попробуйте присоединиться к этому увлечению, даже если сами не рисуете. И это касается остальных возможных увлечений.
Попросите научить вас танцевальным движениям, если ему нравятся танцы и тому подобное. Старайтесь принимать участие во всем, к чему ваш ребенок испытывает искренний интерес, потому что вы, конечно, не научитесь танцевать на таком же уровне, как он, но тем не менее попробовать вполне стоит.
Следующий подход – можно предложить ребенку делать совместно то, что интересно вам. Например, рыбалка. Это не игра, но если вы искренне любите рыбачить, то и ваш ребенок-подросток может разделить с вами это увлечение. Отвечая на вопрос «Во что поиграть с ребенком?», ответ должен касаться в том числе и совместных дел, в которые можно вовлечь подростка. Если вам нравится печь пироги или торты, то можно позвать присоединиться вашу девочку-подростка, это может быть ей интересно.
Если вы в какой-то момент постарались понять ее увлечения и приглашаете ее вместе испечь пирог или поучаствовать в этом процессе, то, скорее всего, она согласится. Хотя бы разок.
А что говорят по поводу игр сами подростки?
На первом месте совместного досуга возникли квест-комнаты. Сегодня на территории практически каждого города достаточно много разных вариантов квест-комнат, и интересно в такое пространство попасть именно семьей: у вас есть единая общая цель, там присутствует и интерес, и риск, потому что времени мало, а если не закончишь, то не выйдешь. Так что квесты – отличная возможность сблизиться с ребенком.
Кроме этого, ребята вспомнили с удовольствием еще одну вещь – спорт. Очень разный спорт, в зависимости от того, что вас может объединить. И это как игровые виды спорта, например, баскетбол, волейбол, теннис, так и лыжи, велосипед, то есть то, что не нуждается в соревновании и что нельзя назвать игрой, однако подростки вспомнили, что они любят проводить так время со своими родителями.
На третьем месте расположились настольные игры. И несмотря на то, что сейчас существует большое количество игр для всех возрастов и разных тематик, сначала ребята назвали такие игры: обычные карты и лото. Скорее всего, такие старинные игры вспомнились, потому что ваши родители часто играют в них.
Таким образом, следующий совет: играйте с ребенком-подростком в настольные игры, ведь они могут объединить, как двух человек, так и четыре, и шесть, и восемь. Например, есть такие компьютерные игры, которые не завязаны на «стрелялках» и прочем, а действительно требуют совместного времени провождения. Это могут быть и интеллектуальные, и игры, которые подразумевают знания друг друга в семье.
Пространство игры – то пространство, где вы можете построить с ребенком бесконфликтное общение, можете переживать, радоваться или огорчаться и при этом не оценивать друг друга, не давать каких-то советов.
Вообще пространство игры – уникальное пространство, и в процессе игры можно узнать очень много о своем ребенке-подростке вот так ненавязчиво, не задавая вопросов, а просто наблюдая, что с ним происходит, из-за чего он может расстраиваться или радоваться в этой безопасной атмосфере.
Игра с ребенком – это один из языков любви под названием «время, проведенное вместе». Время, проведенное за совместной игрой, - очень ценное время, как для родителей, так и для детей.
Если у вас возникли какие-то вопросы или вы хотите посоветоваться, то пишите в комментарии.
Искренне ваша, Наталья Киреченкова.