Навык №1 для вашего ребенка - это...

источник: https://www.bebinka.ru
источник: https://www.bebinka.ru

Здравствуйте, уважаемые родители. Без ложной скромности скажу, что я одна из авторов методики развития личностных навыков у школьников. Как мы любим говорить, навыков, которым детей не учат в школе. И для меня, с точки зрения формирования у ребенка, самым сложным является навык умения делать выбор и потом отвечать за него. Это пожалуй один из ключевых навыков для успешной жизни.

Как его сформировать? Что родитель может сделать для этого? Эти вопросы мне часто задают. К сожалению, в одной статье невозможно ответить на них. Поэтому я запускаю цикл статей на тему: Как сформировать у ребенка ответственность. Подписывайтесь на канал, чтобы получать новые статьи первым.

Еще раз повторюсь, что работа с ответственностью крайне сложна. Чтобы объяснить почему, нужно затронуть такую важную тему как проактивность и реактивность в поведении.

Покажу на примере взрослого человека. По опыту родителям так понятнее. В общем, существует две модели поведения:

1) Проактивная

2) Реактивная

Кто такой реактивный человек?

Допустим, случается какое-то событие в жизни. Есть человек, с которым это событие случается или рядом с которым случается. И дальше, как обычно действует этот человек? У него есть какая-то реакция, которую он выдает после того, как на него этого событие повлияло.

Например, я прихожу домой, а мой муж поставил тапочки на входе, и я в очередной раз о них споткнулась. То есть произошло какое-то событие, я в нем так или иначе участвовала. И дальше моя реакция. Какая у вас бывает реакция, когда что-то такое происходит? Вспыльчивость, злость. Все недовольство высказываете мужу.

И вот у реактивного человека эта реакция практически всегда очень похожа. Он достаточно прямолинеен. Понятно, события всегда разные и разные реакции, но они всегда одни и те же.

Кто такой проактивный человек?

Жизнь у нас остается той же самой. То есть существует какое-то событие, с которым я так или иначе сталкиваюсь, которое на меня влияет. В чем разница? Прежде, чем появилась реакция (эта реакция бывает практически мгновенной, то есть я сразу что-то выдаю), я на мгновение понимаю, что вообще у меня есть выбор того, какая реакция может быть.

И моя сила, сила проактивного человека, именно в этом выборе. Это я выбираю, как среагировать сейчас на это событие, на эти тапочки, которые меня как всегда обычно заводят. Я могу сейчас посмеяться над этими тапочками. А могу вообще сказать: «О, дорогой, как здорово, что эти тапочки здесь стоят. Если бы их не было, то я подумала бы, что вообще не к себе домой зашла».

Я взяла такой бытовой пример, но по жизни у этого человека появляется выбор, и он может его сделать наилучшим способом.

Что такое, собственно говоря, выбор?

В этот момент появляется моя ответственность за мою жизнь. То есть я могу выбирать свои реакции.

Понятие “проактивность” - очень важно для общего понимания, как формировать ответственность у ребенка. В следующей статье расскажу одну старую притчу и научу определять какой тип поведения у вашего ребенка - реактивный или проактивный. Не забудьте подписаться на канал.

Искренне Ваша, Наталья Киреченкова