6 чувств «Дамы с единорогом»

«Дама с единорогом» — цикл из шести гобеленов  конца XV века, самый знаменитый из экспонатов парижского музея Клюни. 

 Полумесяцы на синем фоне породили романтическую легенду о влюблённом турецком принце Зизиме, заказавшем якобы эту серию для дамы своего сердца. Зизим, сын турецкого султана Мехмеда II, бежавший в Европу после воцарения своего брата и некоторое время живший (фактически в почётном плену) недалеко от замка Буссак. Конечно, исследователи отринули эту версию. Скорее всего, цикл был заказан президентом Высшего податного суда Жаном Ле Вистом, умершим в 1500 году. Существует предположение, что героиня цикла реально существовавшая Клод ле Висте (на шпалерах вытканы изображения вымпелов с гербом семьи ле Висте — три серебряных полумесяца на синей перевязи), а шпалеры были заказаны её женихом Жаном де Шабанн-Ванденесом. Автор картонов, по которым ткались шпалеры, неизвестен; по разным версиям, им мог быть или парижский художник Жан Перреаль (около 1455 — около 1528). Некоторые исследователи полагают, что он же был и автором картонов для «Охоты на единорога»

Зрение. Серия гобеленов «Дама с единорогом», 1480 – 1490.
Зрение. Серия гобеленов «Дама с единорогом», 1480 – 1490.

По наиболее распространённой трактовке, пять из шести композиций символизируют пять чувств. На шпалере «Зрение» единорог смотрится в зеркало, которое протягивает ему сидящая девушка. «Слух» символизирует играющая на органе дама, «Вкус» — дама, рассеянно извлекающая сладость из бонбоньерки. В «Обонянии» предполагаемый запах гвоздик, из которых дама плетёт венок, перекликается с ароматом цветка, который нюхает обезьяна.  «Осязание» символизирует прикосновение дамы к рогу единорога.

Слух. Серия гобеленов «Дама с единорогом», 1480 – 1490.
Слух. Серия гобеленов «Дама с единорогом», 1480 – 1490.

Жорж Санд одной из первых привлекла внимание публики к «Даме с единорогом» (шпалеры хранились в замке города Буссак, департамент Крёз) и впервые описала их в своём романе «Жанна» (1844). Интересно, что позднее в своей статье «Прогулки в Берри» (1847) писательница утверждала, что ей довелось видеть не шесть, а восемь частей цикла; по-видимому, эти сведения не соответствуют действительности. Другой знаменитый французский писатель, Мериме, занимавший пост главного инспектора исторических памятников Франции, в тот же период начал переговоры о приобретении шпалер государством. После долгих проволочек в 1882 году сделка была заключена и «Дама с единорогом» перешла в собственность государства, сразу же поступив в Музей Клюни. Специально отведённый для шедевра зал был торжественно открыт в 1883 году. Здесь шпалеры экспонировались до второй мировой войны, впоследствии же был устроен новый зал, позволявший их круговой обзор

Вкус. Серия гобеленов «Дама с единорогом», 1480 – 1490.
Вкус. Серия гобеленов «Дама с единорогом», 1480 – 1490.

По мнению французской исследовательницы Мари-Элизабет Брюэль, аллегорическое значение цикла следует искать в «Романе о Розе»*. Персонажи первой части романа, написанной Гильомом де Лоррисом, олицетворяющие различные свойства Любви, определяют собой смысл каждой из шпалер: Праздность- «Зрения», Богатство - «Осязания», Искренность - «Вкуса»,  Радость - «Слуха», Красота - «Обоняния». Наконец, аллегория Щедрости заключена в шестой шпалере, «По моему единственному желанию».

*«Роман о Розе» французская аллегорическая поэма 13 века. Одно из самых знаменитых и популярных в свое время сочинений средневековой литературы

Обоняние . Серия гобеленов «Дама с единорогом», 1480 – 1490.
Обоняние . Серия гобеленов «Дама с единорогом», 1480 – 1490.

Единорог — вот он, здесь, и представлен он не шествующим или ползущим, как на чьём-нибудь гербе, но словно бы беседующим, едва ли не подающим копыто худощавой, богато и причудливо одетой даме, которую сопровождает совсем ещё юная девушка, столь же тоненькая и худощавая, что и её хозяйка. Единорог белого цвета, упитан, будто конь. На одном из гобеленов дама вынимает из ларца украшения; на другом играет на клавире; на третьем отправляется на войну и несёт перед собой складчатый штандарт, тогда как единорог вытянулся в струнку у шлейфа её платья. Эта тоненькая блондинка исполнена таинственности; вчера она напомнила моей дочери фею. Одеяния её чрезвычайно разнообразны и выдержаны в причудливом вкусе. Не знаю, отвечают ли они моде своего времени или просто прихоти художника. (Жорж Санд. «Дневник путешественника».1871)

Осязание. Серия гобеленов «Дама с единорогом», 1480 – 1490.
Осязание. Серия гобеленов «Дама с единорогом», 1480 – 1490.
«По моему единственному желанию» Серия гобеленов «Дама с единорогом», 1480 – 1490.
«По моему единственному желанию» Серия гобеленов «Дама с единорогом», 1480 – 1490.

Последняя и самая загадочная из шпалер — «По моему единственному желанию», по своей стилистике отличающаяся от остальных частей цикла. Здесь изображена девушка, которая кладёт (а не вынимает, как полагала Жорж Санд) в ларец колье. С точки зрения современных исследователей, перед нами символ отказа от тех пагубных страстей, что пробуждают в человеке плохо контролируемые чувства.