Бабочка в искусстве. Античные сюжеты.

30.03.2018

Вы когда-нибудь задумывались о том, насколько человек ассоциирует себя с бабочкой? Маленькое крылатое создание на протяжении всей истории культуры символизирует практически саму жизнь. Эволюцию человека, как духовную, так и физическую. Его стремление к прекрасному.

По общему для классической античности мнению, душа покидает тело в облике бабочки. Появляющаяся из кокона, бабочка выступает символом души, высвобождающуюся из тела в момент смерти. Нередко она ассоциируется с самим умершим.

Аристотель указывает на её (как и у птицы) «одушевленность».

Ночные бабочки (мотыльки) служат символом секретной мудрости, сокрытой во тьме (понимая под этим невежество).

Стадии развития бабочки ассоциируется со ступенями инициации (посвящения):

• от яйца до личинки — невежественный, беспомощный, «ещё мёртвый» человек;

• от личинки до куколки (гробницы мистерий) — ищущий и размышляющий человек;

• от куколки до взрослой особи — развившаяся, совершенная и просветлённая душа инициированного, покидающая могилу своей изначальной природы.

Адриан Коорт (Adriaen Coorte)  Три персика на каменной столешнице и бабочка Красный Адмирал  1693-1695 (Three peaches on a stone ledge with a Painted Lady butterfly)
Адриан Коорт (Adriaen Coorte) Три персика на каменной столешнице и бабочка Красный Адмирал 1693-1695 (Three peaches on a stone ledge with a Painted Lady butterfly)
Жак Луи Давид «Купидон и Психея» ( L'Amour et Psyché), полотно в гедонистичеком вкусе времен Империи, создана в 1817 году в Брюсселе, сейчас находится в коллекции Кливлендского музея искусств (Cleveland Museum of Art, Cleveland) 
Жак Луи Давид «Купидон и Психея» ( L'Amour et Psyché), полотно в гедонистичеком вкусе времен Империи, создана в 1817 году в Брюсселе, сейчас находится в коллекции Кливлендского музея искусств (Cleveland Museum of Art, Cleveland) 

Широко известен миф о Психее освобождённой от смерти за восхитившую Зевса силу её любви к Амуру. На помпейских фресках Психея изображается юной девушкой (или девочкой) с крыльями бабочки . Как олицетворение души, дыхания, Психея часто предстаёт в виде бабочки, вылетающей из погребального костра. Возможно, эти символы восходят к распространённым в III—I вв. до н. э. геммам с сюжетом ловли бабочки-Психей держащим горящий факел Амуром. Буйные взаимоотношения Амура и Психеи - излюбленный сюжет художников разных эпох. Как, например здесь, на полотне французского художник эпохи ампира - барона Франсуа Паскаля Симона Жерара. Первый поцелуй Амура и Психеи привлек внимание публики. Во времена Первой империи, Жерар сделался ведущим портретистом наполеоновского двора, стал держателем модного салона и даже получил титул.

Франсуа Жерар (François Gérard)   Психея и Амур (Psyché et l'Amour )1798
Франсуа Жерар (François Gérard)   Психея и Амур (Psyché et l'Amour )1798

Итак, вернемся к нашему мифологическому барану: Амур/Купидон то преследовал Психею, то временами она мстила ему за преследования, то между ними была нежнейшая любовь. Чтобы разобраться, прибегнем к старине Апулею и его роману "Метаморфозы".

У одного царя были три красавицы дочери, из которых красивее всех была младшая — Психея. Слава о её красоте прошла по всей земле, и многие приезжали в город, где жила Психея, чтобы полюбоваться ею. Ей стали даже воздавать божеские почести, забыв Афродиту. Последняя, естественно, сердечно оскорбилась и решила погубить соперницу. Позвав своего сына Эрота/Амура/Купидона, она показала ему красавицу и велела ему вселить в неё любовь к самому отверженному, безобразному и жалкому из людей. Между тем, Психея чувствовала себя очень несчастной оттого, что все любовались ею, как бездушной красотой, и никто не искал её руки.

Вильям Бугро (William Adolphe Bouguereau)   Амур и Психея в детстве (L’Amour et Psyché, enfants )1890
Вильям Бугро (William Adolphe Bouguereau)   Амур и Психея в детстве (L’Amour et Psyché, enfants )1890

В горе обратился её отец к милетскому оракулу, и бог ответил, что Психея, одетая в погребальные одежды, должна быть отведена на скалу для брака с ужасным чудовищем. Исполняя волю оракула, несчастный отец привёл Психею в указанное место и оставил её одну; вдруг дуновение ветра перенесло её в чудный дворец, обитаемый невидимыми духами, и она стала женой какого-то таинственного незримого существа. Блаженная жизнь Психеи, однако, продолжалась недолго: завистливые сёстры, узнав об её благополучии, решили извести её и хитростью достигли того, что Психея нарушила данное супругу обещание — не допытываться, кто он. Злые сёстры нашептали ей, что незримый супруг — дракон, который в один прекрасный день съест её с её плодом (Психея была уже беременна), и убедили её, чтобы она, вооружившись мечом и светильником, подстерегла его во время сна и убила.

Вильям Бугро (William Adolphe Bouguereau)   Юные Амур и Психея (L’Amour et Psyché )1899
Вильям Бугро (William Adolphe Bouguereau)   Юные Амур и Психея (L’Amour et Psyché )1899

Доверчивая Психея послушалась, зажгла светильник и стала рассматривать своего супруга, который оказался прекрасным Эротом; в то время, как она, поражённая красотой его лица, любовалась спящим, со светильника на плечо бога упала горячая капля масла, и он от боли проснулся. Оскорблённый вероломством и легкомыслием супруги, он улетел от неё, а она, покинутая, пошла по земле искать своего возлюбленного. Долго Психея ходила по всем землям, пока не была вынуждена преклониться перед своей соперницей — Афродитой, которая долго искала случая отомстить Психее и послала уже разыскивать её Гермеса. В это время больной от ожога Эрот лежал у своей матери… Но не стоит переживать за романтических героев - в итоге все будет хорошо.

Вильям Бугро (William Adolphe Bouguereau)   Похищение Психеи (Le ravissement de Psyché )1895
Вильям Бугро (William Adolphe Bouguereau)   Похищение Психеи (Le ravissement de Psyché )1895

Очутившись под одной кровлей с супругом, но разлучённая с ним, Психея должна была сносить всяческие преследования Афродиты, которая, желая ей смерти, придумывала разные придурковатые задания. Так, Психея должна была разобрать по зёрнам и по родам громадную кучу смешанного зерна (привет Золушка), достать золотое руно с бешеных овец, добыть воды из небезызвестной речушки - Стикса и принести из подземного царства от Персефоны/Прозерпины ящик с чудесными притираниями. Благодаря чужой помощи, Психея сделала всё, что велела ей Афродита, пока, наконец, не выздоровел Эрот. Тогда он обратился к содействию верховного олимпийского бога и с его помощью добился согласия небожителей на брак с Психеей, которая получила от Зевса бессмертиe и была приобщена к сонму богов. Завистливые сёстры Психеи были наказаны за свою зависть и коварство тем, что разбились об утёс, прыгнув с него в расчёте, что Зефир унесёт их в волшебный дворец Эрота. От брака Психеи с Эротом родилась Волупия — богиня, олицетворяющая наслаждение.

Отдельного упоминания, в контексте изображения истории Амура и Психеи, достоин французский живописец Вильям Адольф Бугро  (William-Adolphe Bouguereau) (1825-1905)— видный представитель салонного академизма XIX века. Он, в порыве своего «романтического реализма», излюбил (пардон мой французский) эту тему не по-детски.

К примеру, вот эта картина - «Похищение Психеи» (Le ravissement de Psyché), 1895 год. Или предидущая картинка с обнаженными телами и сердцами античных персонажей. И, вишенка на торте - нежнейшие аки суфле - Амур и Психея в детстве.

Неудивительно, что Бугро пользовался огромным коммерческим успехом при жизни.

Тьеполо Джованни Баттиста   (Giovanni Battista Tiepolo)   Триумф Зефира и Флоры (The Triumph of Zephyrus and Flora )1734 -1735
Тьеполо Джованни Баттиста (Giovanni Battista Tiepolo)   Триумф Зефира и Флоры (The Triumph of Zephyrus and Flora )1734 -1735

Не будем далеко отходить от античных мифов и обратим свой взор к еще одному персонажу, снабженному крыльями, часто бабочки - легкому западному ветру Зефиру.

Именно этот, дующий в сторону Флоры ветерок, породил многие-многие произведения искусства, особенно в эпоху барокко, рококо и классицизма. Хотя мы помним, что и в знаменитой «Весне» Боттичелли, да и многих других, присутствует этот крылатый бог. Но нас сейчас интересует другое - именно в эпоху барокко, Зефир меняет свои птичьи крылья и суровое выражение лица на цветные крылья бабочки, обретая заманчивое легкомыслие. Крылатые красавчики заполонили балетные спектакли, стены дворцов и умы поэтов и одописцев.

«Екатерина в недрах мира, покоя сладкого в тени, в дыханьи нежного зефира, дает вкушать златые дни» В.П. Петров

«Как тихо веянье зефира по водам…» В. А. Жуковский. 

О хорошей погоде в 1886 году выражались кратко: « У нас сегодня зефир-погода». Уж промолчим про «на крыльях Зефира»…

Мишель Корнель младший  Зефир и Флора (Zephyrus and Flora) 1689
Мишель Корнель младший Зефир и Флора (Zephyrus and Flora) 1689

«Приятное легкомыслие» сближает бабочку с эльфами, гениями и эротами (маленькими богами любви), которые также часто наделяются крыльями бабочки. Милота, одним словом!

Клодион (Клод Мише́ль) Clodion ( Claude Michel )  Зефир и Флора (Zephyrus and Flora) 1799
Клодион (Клод Мише́ль) Clodion ( Claude Michel ) Зефир и Флора (Zephyrus and Flora) 1799
Клодион (Клод Мише́ль) Clodion ( Claude Michel )  Зефир и Флора (Zephyrus and Flora) 1799
Клодион (Клод Мише́ль) Clodion ( Claude Michel ) Зефир и Флора (Zephyrus and Flora) 1799