Что скрывает "ВЕСНА" Сандро Боттичелли.

Что я могу рассказать вам, друзья, о Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи (1445-1510) ? Он родился во Флоренции в квартале Санта-Мария Новелла. Его отец был дубильщиком, а прозвище «Боттичелли» (бочонок) досталось ему от не в меру упитанного старшего брата Джованни.

Как все уже успели догадаться, речь пойдет о художнике известном как Сандро Боттичелли. Не буду утомлять рассказами об основных вехах и важных датах. За меня это могут сделать энциклопедии и другие компетентные источники. Предлагаю погрузиться в увлекательный мир одной из величайших картин эпохи Возрождения, авторства Сандро Боттичелли - "Весна" (Primavera) 1482.

О интерпретации полотна многие спорят до сих пор. Посмотрим же на нее!

Сандро Боттичелли - "Весна" (Primavera) 1482.
Сандро Боттичелли - "Весна" (Primavera) 1482.

Девять фигур на краю небольшой, но густой апельсиновой рощи. Земля под их стопами усыпана разнообразными цветами. Ботаники насчитали более 500 цветов, относящихся к более чем 170 видам. Причём воспроизведены они с фотографической точностью.

Сюжет картины читается справа налево:

Крылатый бог западного ветра Зефир, хватает нимфу

Хлорис, которая в испуге оглядывается на Зефира, из ее уст появляется цепь растений;

Флора, облаченная в одеяние, на котором изображено множество цветущих растений, носит в волосах цветочный венок и, кажется, бросает цветы из своего подола,

Венера, которая кажется беременной, поднимает правую руку в приветствии или благословении,

крылатый Амур (над Венерой), собирается выпустить пылающую стрелу из лука,

Три грации (Хариты) Аглая («Сияющая»), Евфросина («Благомыслящая») и Талия («Цветущая»), соединили свои руки, ближайшая (спиной к зрителю Ефросина) - мишень стрелы Амура, смотрит на

Меркурия, который поднял свой кадуцей, чтобы разогнать небольшую группу темных облаков.

Поскольку это повествовательная картина, изображающая мифологические фигуры, каждая из которых является божеством античного пантеона, нам нужно восстановить их идентичность и основную сюжетную линию. Существует слишком много разнообразных теорий, которые пытаются объяснить смысл этой картины, но прежде чем вникать в них,
важно выяснить, кто что делает, по крайней мере формально.

Сандро Боттичелли - "Весна" (Primavera) 1482.  Зефир
Сандро Боттичелли - "Весна" (Primavera) 1482. Зефир

Самая правая фигура - Зефир - западный ветер, который славится тем, что весной приносит теплый, влажный воздух в Средиземноморский регион.

Сандро Боттичелли - "Весна" (Primavera) 1482. Хлорис и Флора
Сандро Боттичелли - "Весна" (Primavera) 1482. Хлорис и Флора

Он держит нимфу Хлорис, которая начинает превращаться во Флору. Это прямая отсылка к произведению которое, вероятно, является центральным литературным источником для этой картины, строки с 194 до 220 из Книги 5 «Фасты» Овидия. Фасты - это календарь праздников и богов, существовавший в латинской версии, который, возможно, был переведен для Боттичелли поэтом Полициано (Анджело Амброджини, 1454-1494), он также пользовался покровительством Медичи. Строки Овидия объясняют, как Зефир изнасиловал, а затем сделал своей невестой нимфу Хлорис, которая затем превратилась в Флору:

195 «Флорой зовусь, а была я Хлоридой…

Как-то весной на глаза я Зефиру попалась; ушла я,

Он полетел за мной: был он сильнее меня…

205 Все же насилье Зефир оправдал, меня сделав супругой,

И на свой брачный союз я никогда не ропщу.

Вечной я нежусь весной, весна — это лучшее время:

В зелени все дерева, вся зеленеет земля.

Сад плодовитый цветет на полях, мне в приданое данных…

Сад мой украсил супруг прекрасным цветочным убором,

Так мне сказав: «Навсегда будь ты богиней цветов!»

Но перечесть все цвета на цветах, рассеянных всюду,

Я никогда не могла: нет и числа их числу…

Следом Хариты идут, венки и гирлянды сплетая,

220 Чтобы в небесные ввить кудри и косы свои

Бытует мнение о неспособности римлян произнести греческое имя Хлорис, которое было источником её более позднего названия Флора. Но мнение это ложное. Хлорис происходит от греческого названия зеленого цвета, подходящего для нимфы связанной с растительностью. Флора же происходит от латинского слова "цветок".

Сандро Боттичелли - "Весна" (Primavera) 1482. Три грации
Сандро Боттичелли - "Весна" (Primavera) 1482. Три грации

Слева от Флоры танцуют три грации, или Хариты, дочери Зевса и Евриномы или Диониса и Венеры: Аглая, Евфросина и Талия. Во времена Гомера они стали частью свиты Венеры. Одна из них проявляет интерес к Меркурию, и, возможно, она станет получателем одной из стрел Амура. В литературных источниках нет никаких отсылок к отношениям между Меркурием и одной из Граций.

Существует версия по которой картина является предсвадебным наставлением невесте, а в образе Меркурия изображён Лоренцо ди Пьерфранческо, средняя Харита, смотрящая на него – Семирамида Аппиани. Другие считают, что Меркурий – это сам Лоренцо Великолепный, а среди остальных персонажей находят его любовниц. Третьи рассматривают картину как аллегорию расцвета Флоренции под руководством Лоренцо Великолепного. Символы, относящиеся к семейству Медичи, по утверждению некоторых, находятся в деревьях и даже ожерельях Харит.

Сандро Боттичелли - "Весна" (Primavera) 1482. Венера
Сандро Боттичелли - "Весна" (Primavera) 1482. Венера

Венера - мать Амура и (часто) Граций. Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустами и апельсиновыми деревьями. Просветы образуют арку, напоминающую многочисленные изображения Мадонны, в том числе и самого Боттичелли. Это дает почву для размышлений и рассмотрения религиозной трактовки сюжета. И Венера олицетворяет собой Мадонну. По одной версии, правая часть картины в этом случае рассматривается как аллегория плотской любви, левая – как аллегория любви к ближнему, но высшая любовь в центре – любовь к богу. Другая версия рассматривает изображение на картине как три этапа путешествия по земному Раю: вхождение в Мир, путешествие по Саду и исход на Небеса.

Сандро Боттичелли - "Весна" (Primavera) 1482. Амур
Сандро Боттичелли - "Весна" (Primavera) 1482. Амур

Амур - олицетворение любви; он способен как разжечь огонь в сердце, так и погасить. Он является одним из самых популярных божеств античной мифологии. Однако, он может олицетворять собой и путти (Аморетто) херувимоподобного крылатого мальчугана, предвестника земного или ангельского духа. Персонажа христианского искусства эпохи Возрождения и Барокко.

Сандро Боттичелли - "Весна" (Primavera) 1482. Меркурий
Сандро Боттичелли - "Весна" (Primavera) 1482. Меркурий

Меркурий - сын Майи (имя которой дало название месяцу Май) и Юпитера. Посланник Богов, все его атрибуды при нем. Его крылатые сандалии, жезл (кадуцей), который обычно изображался оплетенный змеями. Боттичелли наделил их крыльями, и они напоминают немного драконов. Обычно, Меркурий изображался держащим кадуцей в левой руке, а не в правой, как показано здесь.

Несмотря на явные и очень подробные намеки на античную мифологию, Боттичелли и Медичи были христианами, склонными скорее к красивым философским аллегориям, чем к мифологии в чистом виде. По всей вероятности, классические символы были интерпретированы в религиозных или неоплатонических терминах.

Хотя, людям с фантазией придутся по вкусу экзотические версии. Например, восемь персонажей картины рассматриваются как ноты: Зефир соответствует «до», Хлорида – «ре», и так далее, а Меркурий – опять «до», но на октаву выше. Другая версия построена на соответствии Флора – Флоренция, в этом случае каждый персонаж – это итальянский город.