Кратко о мазхабе Абу Ханифы

07.04.2018

Одним из крупнейших по количеству последователей и по территориальной распространенности мазхабов является ханафитский.

Мазхаб имама Абу Ханифы был основан великим имамом Абу Ханифой (он умер 767 году) а также его учениками – Абу Юсуфом (умер 798 году) и Мухаммадом аш Шайбани (умер около 804 г.). Данный мазхаб с самого начала следовал путём логики и рациональных рассуждений, опорными точками которого в девятых и десятых веках становятся Средняя Азия и Хорасан. наши дни последователи данного мазхаба составляют приблизительно половину мусульман нашей планеты. Он распространился в Турции, Пакистане, Афганистане, Индии, Сирии, Китае, на Балканах, также частично и в Индонезии. Большая часть мусульман России и стран СНГ в основном в Средней Азии, в Поволжье и Казахстане, а еще на Урале и в Сибири, в Крыму придерживаются ханафитского мазхаба. В Северном Кавказе данному мазхабу следуют многие народы за исключением дагестанцев, чеченцев и ингушей которые следуют шафиитскому мазхабу.

Знаменитый теолог Ногман ибн Сабит по прозванию Абу Ханифа родился в 699 году в городе Куфе в семье зажиточного торговца шелком, получил отличное общее и религиозное богословское образование. Биографы Абу Ханифы предполагают к, что в детстве он встречался со сподвижником Пророка (мир ему) Анасом ибн Маликом, но не знают точно слышал ли он из его уст хадисы

К сорока лет Абу Ханифа становится самым авторитетным знатоком религии Ирака. Халиф ал Мансур предложил ему занять в столице Багдаде, место казыя (исламского судьи), но Абу Ханифа наотрез отказался. В отместку халиф приказал закрыть его в тюрьму и высечь, несмотря на его преклонный возраст и огромный авторитет, вскоре после чего Имам ал Агзам (величайший имам), как его прозвали, скончался в 767 году.

Абу Ханифа является первым теологом, который разработал систему исламского права (фикх), которое, основываясь на Коране и Сунне, отвечало требованиям повседневной жизни. Для этого использовалось глубокое логическое обоснование правовых источников, к которым приравнивались согласованное мнение религиозных авторитетов по какому-либо вопросу и суждение по аналогии с Кораном и Сунной.