Обучение взрослых: 4 главных принципа

Обучение взрослых строится совершенно иначе, чем обучение детей. Здесь диалог преобладает над монологом, а деятельное участие заменяет пассивное слушание. Роль учителя не должна ограничиваться обязанностями лектора. Он должен быть способным организатором и психологом, который целенаправленно ведет учащихся к результату.

Вот 4 принципа, следуя которым, вы сможете обучать взрослых в 2 раза продуктивнее.

Принцип равенства

Преподаватель должен поставить себя в то же положение, в котором находятся его ученики. Важно все: как говорить (не сообщать, а беседовать), как обращаться (не “товарищи” и “ребята”, а “друзья” и “коллеги”), как стоять (не впереди всех, а среди участников).

Принцип активного творчества

Ученые установили, что лучше всего человек усваивает то, до чего пытается додуматься сам. А значит, преподавателю недостаточно просто рассказать о каком-либо факте. Все знания должны обсуждаться в группе и после этого самостоятельно формулироваться каждым учеником. Задача тренера — предложить нестандартное решение проблемы: игру, небольшую исследовательскую работу, применение знаний на практике.

Принцип личности

Преподаватель должен понимать, что каждый ученик — личность со своим характером, амбициями и проблемами. У одних слова тренера могут вызвать раздражение; другие станут, не скрывая, скучать на занятиях; а третьи будут думать о посторонних делах. Конечно, нужно стараться делать все возможное, чтобы вовлечь участников в учебный процесс, но при этом важно принимать людей такими, какие они есть.

Принцип комфортности

Не забывайте делать перерывы. Взрослым нужна пауза, чтобы обдумать новую информацию. И вы, и ученики извлекут намного больше пользы из 40-минутного занятия с последующим 10-минутным перерывом, чем из полуторачасовой лекции в режиме “нон-стоп”. Кратковременный отдых поможет снять напряжение и настроиться на усвоение нового материала.

Вам понравилась статья? Тогда ставьте лайк и подписывайтесь на канал.