Что было на месте Ленинградского вокзала?

Никита Андреев

Я уже писал кое-что о Ленинградском вокзале в контексте железнодорожного путешествия на Селигер. Теперь я хочу копнуть глубже и вытащить больше интересных фактов.

Испокон веков на месте Площади Трех Вокзалов было пустое Каланчевское поле с Красным прудом. Пруд образовался в начале XV века в результате запруживания ручья Ольховца — сейчас на месте пруда электродепо «Северное». На месте Краснопрудной улицы шла древняя дорога на Стромынь и Суздаль.

В то время окрестные земли принадлежали лично московским государям. С северной стороны пруда было дворцовое Красное село — крупный государственный ремесленный центр. Сейчас там Верхняя Красносельская улица.

Где-то в окрестностях Красного пруда царь Алексей Михайлович построил путевой дворец на Стромынской дороге с деревянной каланчой. Отсюда Каланчевское поле, Москва-Каланчевская и так далее.

Местоположение путевого дворца доподлинно неизвестно: то ли в Красном селе, то ли в начале Большой Спасской улицы
Местоположение путевого дворца доподлинно неизвестно: то ли в Красном селе, то ли в начале Большой Спасской улицы

В конце XVII века в ходе военной реформы Петра I на западном берегу Красного пруда — аккурат на месте Ярославского вокзала — построили Новый полевой артиллерийский двор — завод и склад пушек и ядер со стрельбищем. Двор занимал 20 га и состоял из деревянных строений, огороженных каменным забором. Из-за близости военного полигона поле оставалось не застроенным.

Петр I любил устраивать на Красном пруду праздники с пушечной пальбой и фейерверками, благо рядом был артиллерийский склад и было из чего шмальнуть. Академик Забелин считал, что Каланчевское поле получило название таки не от каланчи путевого дворца, а от двух бутафорских «каланчей» при потешной реконструкции взятия Азова.

В 1812 году при пожаре Москвы Артиллерийский двор катастрофически взорвался, так что вздрогнул весь восток Москвы. Потом его не стали восстанавливать, а там уже наступила эпоха железных дорог.

Строительство Петербурго-Московской железной дороги началось в 1842 году после указа Николая I. Это была первая казенная двухпутная железная дорога в России. До этого построили частную однопутную дорогу из Петербурга в Царское село, но это была как бы демо-версия.

Поначалу хотели поставить вокзал на Тверской заставе или на Трубной, но побоялись шума и искр из паровозных труб, поэтому выбрали пустующее Каланчевское поле на окраине Москвы.

В 1843 году архитектор Рудольф Желязевич подготовил типовые проекты путевых зданий Николаевской железной дороги. У него была своя точка зрения и на вокзал, но вокзал поручили строить Константину Тону под руководством бюрократа Петра Клеймнихеля.

Эксперту Тону было тяжело работать с профаном-начальником, так что после очередного конфликта Тона отстранили, и к 1851 году вокзал достроил более сговорчивый Желязевич.

Круговое депо и водонапорная башня на рисунке Рудольфа Желязевича, 1850 год
Круговое депо и водонапорная башня на рисунке Рудольфа Желязевича, 1850 год
«Станция железной дороги» в 1850-е. Литография Жакотте и Обрэна по рисунку Дюруа и Шарлеманя
«Станция железной дороги» в 1850-е. Литография Жакотте и Обрэна по рисунку Дюруа и Шарлеманя

Петербургский вокзал в Москве был уменьшенной копией Московского вокзала в Петербурге. Интерьер вокзала поначалу был очень богатым: дубовый паркет, мраморные печи, туалеты с каминами, зеркальные шкафы в императорских залах… Богатые и бедные пассажиры обслуживались отдельно и не пересекались.

На втором этаже главного корпуса жили служащие. Тон хотел построить для служащих отдельный флигель, но смог построить только таможню и пакгаузы для грузовой работы.

После смерти Николая I железную дорогу переименовали в Николаевскую, равно как Московский и Петербургский вокзалы.

Вид вокзала в 1864 году
Вид вокзала в 1864 году
Паровозное депо в 1864 году
Паровозное депо в 1864 году
На фотографии 1870-х годов видим скопление тогдашних такси
На фотографии 1870-х годов видим скопление тогдашних такси
Специальный Императорский павильон Николаевского вокзала построили в 1896 году. Он сохранился, сейчас в нем кассы
Специальный Императорский павильон Николаевского вокзала построили в 1896 году. Он сохранился, сейчас в нем кассы
Перрон Императорского павильона. Сейчас это станция Москва-Каланчевская
Перрон Императорского павильона. Сейчас это станция Москва-Каланчевская
Николаевский вокзал в начале XX века
Николаевский вокзал в начале XX века
1904, Николай II проездом в Москве
1904, Николай II проездом в Москве
1904, похороны Чехова
1904, похороны Чехова
1911 год, прибытие Бухарского эмира Сеида Алим-хана на Николаевский вокзал
1911 год, прибытие Бухарского эмира Сеида Алим-хана на Николаевский вокзал
1917 год, Керенский в Москве
1917 год, Керенский в Москве

В марте 1918 года Владимир Ильич Ленин прибыл на Николаевский вокзал, и в багаже у него был столичный статус Москвы. В 1923 году Феликс Дзержинский переименовал Николаевскую дорогу и вокзал в Октябрьские, а потом умер Ленин, и вокзал стал Ленинградским.

В советское время Ленинградский вокзал пережил несколько реконструкций, так что от первоначального облика остался только фасад.

Атмосфера 1920-х близка к нынешней
Атмосфера 1920-х близка к нынешней
Дом, где помещался Викжель — Всероссийский исполнительный комитет ж/д профсоюза. Во время революции это была влиятельная организация, независимая от большевиков, но потом поглощенная ими. Дом этот стоял рядом с Императорским павильоном. Первоначально здесь жил жандармский полковник Николаевской железной дороги
Дом, где помещался Викжель — Всероссийский исполнительный комитет ж/д профсоюза. Во время революции это была влиятельная организация, независимая от большевиков, но потом поглощенная ими. Дом этот стоял рядом с Императорским павильоном. Первоначально здесь жил жандармский полковник Николаевской железной дороги
Такси у вокзала, 1931
Такси у вокзала, 1931
Еще больше такси, 1932
Еще больше такси, 1932
Праздничное оформление вокзала к 1 мая 1932 года
Праздничное оформление вокзала к 1 мая 1932 года
1935, первоначальный наземный вестибюль станции метро «Комсомольская площадь»
1935, первоначальный наземный вестибюль станции метро «Комсомольская площадь»
1936 год, автозаправка на Комсомольской площади у здания таможни
1936 год, автозаправка на Комсомольской площади у здания таможни
Грузовой такси, конец 1930-х
Грузовой такси, конец 1930-х
1956, современный вестибюль «Комсомольской»
1956, современный вестибюль «Комсомольской»
Ленинградский вокзал в 1959 году. С тех пор он не претерпел заметных изменений
Ленинградский вокзал в 1959 году. С тех пор он не претерпел заметных изменений
В глубине станции Москва-Пассажирская рядом с Веерным депо стоит уникальный памятник — «Ильич на колесах», созданный в 1925 году работниками депо. Фото: Никита Андреев
В глубине станции Москва-Пассажирская рядом с Веерным депо стоит уникальный памятник — «Ильич на колесах», созданный в 1925 году работниками депо. Фото: Никита Андреев
Подписывайтесь на канал. Эта статья — первая часть виртуального путешествия «Вокзалы Москвы». Там внутри карта, чтобы все встало на свои места.
Остальные виртуальные путешествия (Селигер, Электрозаводская, Сухаревская и т. п.)
Понравилась статья — ставьте лайк, ведь лайк — двигатель интернета. Вам — секунда, а мне — вдохновение.