Гениальный сатанист Казимир Малевич. Разочарованный странник

5 April 2019

Сколько зрителей восхищаются Малевичем, не имея ни малейшего представления, что именно он вложил в свои работы.

Гениальный сатанист Казимир Малевич. Разочарованный странник

Этот художник не случайно поляризовал общественное мнение. Вся его жизнь – постоянно переворачивающаяся кинетическая конструкция, противовесы которой доходят до крайних точек и возвращаются назад под тяжестью рефлексии. На пике своей творческой активности он создавал исключительно рамочные произведения, которые теперь каждый может наполнять смыслами так, как ему выгодно.

Художник родился в 1878 (возможно, в 1879) в Киеве. Все детство он переезжал вместе с родителями по украинским селам, отец был управляющим сахарных производств. Однажды, когда Казик с друзьями-мальчишками бегал по окрестным полям, он заметил необычную картину: в живописном местечке разместились художники с этюдниками и холстами. Здоровенные бородатые дядьки то смеялись, обсуждая что-то свое, то замолкали, увлеченные работой. Необычное в этих краях явление потрясло Казимира. Его никогда не привлекал физический труд, к которому склонял отец, а здесь – целая толпа, коллектив единомышленников, и все они при деле, но совсем не пыльном.

К. Малевич. Три женщины на дороге. 1910 год
К. Малевич. Три женщины на дороге. 1910 год

Впоследствии в своем труде «Лень как действительная истина человечества» Казимир Малевич размышлял о том, что Бог создавал небо и землю всего шесть дней, а на седьмой отдыхал, но «…с той поры Бог больше не творит, почиет на троне лени и созерцает свою мудрость».

Идея стать художникам отцу Малевича не понравилась. Он частенько приговаривал, что художники – нищие и «только по тюрьмам сидят». Как же он оказался прав!

Но Казимир все делал наперекор отцу: подростком выпросил у матери краски, чуть повзрослел, и тут же, вопреки воле родителей, женился на девушке Казимире (отчасти из-за имени). Заниматься свекольным сахаром отказался наотрез, а когда отец умер, втайне обрадовался – свобода!

Казимир Малевич (авторство не доказано). Конотопская Джоконда
Казимир Малевич (авторство не доказано). Конотопская Джоконда

Изначально Казимир Малевич пытался научиться писать картины как классики, но мастерства недоставало, и он это понимал. Особенно не давал покоя Леонардо да Винчи. Малевич видел, что итальянец гениален.

Поэтому Казимир Северинович, недолго думая, бросил жену с детьми в Курске, и махнул в белокаменную подавать документы в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Его не приняли, но вчерашний абитуриент остался жить в коммуне художников. С женой поссорился окончательно, и она ускакала жить к военному, бросив детей на попечение знакомой.

Малевич долго не переживал, после Казимиры у него будут еще две жены и другие дети. Ни в одной его художественной работе не проскальзывает ни намека на любовь ни к женщине, ни к природе, ни к чему-либо еще.

Единственным дипломом об образовании в его арсенале так и останется бумага об окончании пятиклассного агрономического училища.

Но дружба с соседями по коммуне не прошла даром. «Революционно» настроенные товарищи начали прививать приезжему другу новые ценности. Как-то раз Казимир поделился с приятелем размышлениями о Леонардо да Винчи, о том, каким он был в свое время новатором и как, мол, неинтересно это все сейчас. Тут-то его и огорошили рассказом о технике сфумато. Сфумато – изобретенная Леонардо техника размывки линий. Ведь вещи в природе не имеют прочерченных границ. Малевича осенило! Четкие линии, геометрия – вот новое искусство. 400 лет все шли одной проторенной дорогой, растушевывая абрисы, это всем уже надоело!

К. Малевич. Композиция с Джокондой. 1915 год
К. Малевич. Композиция с Джокондой. 1915 год

Из этого открытия выросла его «Композиция с Джокондой».

Но Малевич не спешил останавливаться. Он решил создать новую формулу жизни, такую же, как формула золотого сечения Фибоначчи, только свою. И если формула золотого сечения основывается на сложении 0+1=1, 1+1=2, 1+2=3, 2+3=5, то Малевич пошел дальше. Он начал умножать. На ноль. Одна из его выставок так и называлась: «0.10». 0*1=0. Все сводится к пустоте. Название выставки объяснялось иначе: якобы, десять участников, но их было четырнадцать.

Золотое сечение
Золотое сечение

Казимир Малевич написал множество философских работ, но вынести из них конкретные представления о его взгляде на мир очень сложно, так как многие тезисы художник сам же и опровергает в последующих текстах. Это можно объяснить поиском истины, а можно – несформированностью взглядов. Современники утверждали, что Малевич, говоривший на польском, украинском и русском языках, был страшно косноязычен.

К.Малевич. Молящаяся женщина. 1917 год.
К.Малевич. Молящаяся женщина. 1917 год.

Поняв, что его формулы слишком сложны для всеобщего восприятия, Казимир Малевич взялся за более простые и наглядные умножения на ноль. Он решил умножить на ноль Бога, но так, чтобы все кому надо, это поняли.

Ничего удивительного в его эксперименте не было, на тот момент негативное отношение к церкви достигло критической точки. И отношение это не было совсем уж беспочвенным. Наряду со священниками подвижниками тут и там появлялись богатеющие сановники в рясах, а революционные активисты подливали масла в огонь, распространяя печатные листовки об их деятельности.

Гениальный сатанист Казимир Малевич. Разочарованный странник

Первые годы после свержения царизма вошли в историю сносом храмов, расстрелами священников, преобразованиями патриархальной жизни в коммунальную, запретом русских сказок и много чем еще, не прошедшим проверку временем.

Новая литература (Маяковский, Блок, Хлебников), новая музыка (Стравинский, Матюшин), новая живопись.

Малевич метался между кубизмом, импрессионизмом, примитивизмом и другими направлениями авангарда, пока не придумал слово супрематизм (лат. – наивысший), обозначившее то, к чему он пришел. Жесткие линии – долой изысканность в искусстве! Плоская двухмерная картина – привет надоевшей иконе (изображение иконы – двухмерно). Простые цвета без оттенков – те, что всегда использовались в дворянских гербах.

Цвета Малевича: черный, белый, красный, синий – основные цвета икон. Троицу в его понимании обозначал треугольник.

Синий треугольник и черный четырехугольник. 1915 год.
Синий треугольник и черный четырехугольник. 1915 год.

Квадрат, как основной элемент всех подобных картин – Божий лик. Не случайно название квартиры «Черный квадрат» в некоторых источниках имеет наименование «Черный квадрат в белом окладе». На выставке «0.10» он был вывешен в красном углу зала - там, где по православной традиции располагали икону. Не оставляет сомнения его отсылка к религиозной коннотации, но сам Казимир Малевич никак это не комментировал. Более того, под некоторыми картинами было написано «смысл картины автору неизвестен», и взятки гладки. Он прописывал плоские «иконные» фоны у своих картин, делал фигуры двухмерными так же, как на святых образах. Именно поэтому православная церковь отнесла Малевича к сатанистам: черный четырехугольник вместо божьего лика.

Дорогой читатель, восхищающийся порой этой супрематической «точкой» в искусстве, готов ли ты расписаться в том, что согласен с автором так же видеть Бога?

Разочарование пришло позже. Нищий авангардист Казимир Малевич, еще недавно весьма успешно поднявшийся на волнах революции, просил средств у чиновников, получив приглашение для участия в выставках картин в Берлине и Вене.

Фотография с одной из выставок
Фотография с одной из выставок

Он объявил, что пойдет туда пешком: денег не было. Власти выдали небольшую сумму, но по возвращению супрематист попал под прицел следственных органов. Малевича обвинили в шпионаже, затем его, полностью разочаровавшегося в революции и больного, признали антисоветским пропагандистом и вновь арестовали на несколько месяцев. Казимир Малевич вышел из застенков другим человеком. Последние годы (умер в 1935 году) он пытался писать картины так, как делал это до своих супрематических опытов.

К. Малевич. Портрет матери. 1932 год.
К. Малевич. Портрет матери. 1932 год.

Чувствуя приближение кончины, попросил похоронить его в гробу в форме креста, с раскинутыми руками. Что это было? Мольба о прощении или вызов Богу, в которого он не верил? А если не верил, то зачем были все эти потуги? На этот вопрос уже нельзя ответить, или можно отвечать так, как больше нравится.