Художник Ларионов, мечтавший побить Пикассо «лучизмом»

1,3k full reads
1,8k story viewsUnique page visitors
1,3k read the story to the endThat's 71% of the total page views
2 minutes — average reading time

Михаил Ларионов (1881-1964) – любитель спиритизма и научного прогресса, чуть ли не самый знаменитый отечественный авангардист. Его юность и становление пришлись на время перемен, и он так же, как и многие современники, увлекался идеями революции. Ларионов, окончивший Московское училище живописи, ваяния и зодчества, принес эти идеи, витавшие в воздухе, в свою профессию.

Проторенные дороги академизма и реалистической живописи в те годы страсть как надоели. Ларионов начал с импрессионизма. Изучал «французов», старался развивать их видение света, но и тут активному новатору было скучно, все-таки импрессионизм гулял по галереям не первое десятилетие. Нужно было что-то такое, что ударит зрителя не в бровь, а в глаз.

Михаил Ларионов. Портрет жены Натальи Гончаровой. В стиле кубизм, придуманном Пикассо.
Михаил Ларионов. Портрет жены Натальи Гончаровой. В стиле кубизм, придуманном Пикассо.
Михаил Ларионов. Портрет жены Натальи Гончаровой. В стиле кубизм, придуманном Пикассо.

Век научных открытий был веком исканий и сомнений. Если ученые открывали электричество, то художники пытались его запечатлеть, если появлялись рентгеновские снимки, то кто-то же должен был поймать рентгеновские лучи! Ларионов, Филонов, Малевич - ночей не спали, думая, чтобы такого привнести в отечественное изобразительное искусство, чтобы не отстать от прогрессивного человечества, ведь запад наступал на пятки. А тут еще пронырливый Пикассо придумал составлять картины из кирпичиков, словно строил новый мир из своего личного стройматериала.

Пабло Пикассо. Натюрморт
Пабло Пикассо. Натюрморт
Пабло Пикассо. Натюрморт

Благо уроженец Херсонской губернии Ларионов был уже вооружен научными знаниями о лучах и воздушном эфире. Тут-то и родилась идея живописи с использованием не «кубиков», а… «треугольничков», то есть условно изображенных лучей. Лучи эти, по мнению художника-спиритиста, исходят из ноздрей, ушей и прочих человеческих отверстий. Мысль – тоже луч. То есть, портрет человека можно полностью заменить изображением лучей, которые являются его мыслями, чувствами, прошлым, будущим.

Михаил Ларионов. Картина, сочетающая в себе кубизм и лучизм
Михаил Ларионов. Картина, сочетающая в себе кубизм и лучизм
Михаил Ларионов. Картина, сочетающая в себе кубизм и лучизм

На все вопросы о странности изображаемого Ларионов отвечал так: мол, человеческий глаз видит отраженный свет, то есть, лучи, исходящие от предмета. «Вот я и пишу эти самые лучи». Но при этом лучист кривил душой, на отраженный свет ему было абсолютно наплевать. Никаких рефлексов, бликов и цветовых нюансов он в упор не замечал, а как на конвейере изображал лучевые ауры всех окружающих.

Сейчас многие искусствоведы восхищаются сочетанием цветов на холстах Ларионова, объясняя это классическими контрастами и знанием цветовой гармонии. Но изобретателя нового стиля не интересовали эти сочетания. Он использовал те цвета, которые ему подсказывали товарищи по оккультизму и спиритическим сеансам. Считалось, например, что правая рука человека излучает синее свечение, а левая – красное. Другие части тела светятся другими цветами. Именно этим и продиктована палитра Ларионова. В начале XX века в почете были специалисты, занимавшиеся «фотографированием» на специальные пластины душ, аур, мыслей.

Михаил Ларионов. Картина в стиле лучизм
Михаил Ларионов. Картина в стиле лучизм
Михаил Ларионов. Картина в стиле лучизм

Особый интерес у Ларионова вызывали иконы, которые он коллекционировал. Святые на старинных досках нередко изображались в окружении лучистого свечения.

Византийская икона «Преображение господне». Фреска.
Византийская икона «Преображение господне». Фреска.
Византийская икона «Преображение господне». Фреска.

Ларионов взял на заметку интересное явление. Поскольку богоборческие настроения в начале XX века в обществе значительно возросли, на защиту святых ликов никто не бросался, а смешки и издевательства, наоборот, поддерживались, лучист Ларионов решил совместить икону с наукой, изображая нечто совсем уж странное. А иногда писал и откровенно сатанистские штуки.

Михаил Ларионов. Голова быка
Михаил Ларионов. Голова быка
Михаил Ларионов. Голова быка

Изображение то ли быка, то ли козла это Молох или Бафомет.

Бафомет. Оккультное изображение.
Бафомет. Оккультное изображение.
Бафомет. Оккультное изображение.

Даже Пикассо не копал так глубоко.

Получается, что то, что мы видим на выставках живописи Ларионова, не имеет к живописи не малейшего отношения. Это околонаучные мистические изыскания, несущие в себе какие угодно смыслы кроме художественных. Автор писал чьи-то «излучаемые» мысли, болезни, страхи и грехи, на которые вы и любуетесь, «восхищаясь» сочетанием цветов и магическим воздействием мазков кисти на ваше настроение.

Несмотря на всю сложносочиненную базу, подведенную под написание картин, Ларионов так и не переплюнул своего испанско-французского конкурента Пикассо. Кубизм и лучизм стали отличной конвертируемой валютой на арт-рынке, но если самая дорогая картина Ларионова ушла с аукциона примерно за 3 млн долларов, то самая дорогая картина Пикассо была продана в 2015 году за 179 млн долларов.

Михаил Ларионов
Михаил Ларионов
Михаил Ларионов

Холсты знаменитых изобретателей стилей – прекрасное вложение средств для тех, у кого они есть, и такое же прекрасное средство заработка на зрителях, не различающих живопись и околохудожественные эксперименты.

Художник Ларионов, мечтавший побить Пикассо «лучизмом»

Кстати, именно Ларионов придумал название «Бубновый валет» объединению авангардистов, а ведь это название читалось современниками как «шарлатанство» или «мошенничество». Изображение бубнового туза вешали на арестантские робы, а валет с XIV века обозначал в картах мелкого слугу или проныру.

Художник Ларионов, мечтавший побить Пикассо «лучизмом»