Живопись и графика СССР. Между ними пропасть

5,7k full reads
6,8k story viewsUnique page visitors
5,7k read the story to the endThat's 85% of the total page views
2 minutes — average reading time

Советская живопись и графика – искусство на любителя. Кто-то восхищается отражением краткой эпохи, кто-то терпеть не может, отдавая предпочтение, например, белее лирическим периодам.

Но вот что странно, многие художники, писавшие чудовищно примитивные живописные работы, были виртуозами графита и мелков. Влияние авангардистов стало определяющим для прекрасных рисовальщиков, и мастера изобразительного искусства часто превращались в примитивистов под гнетом Малевича и Ларионова.

1. Алексей Пахомов.

Алексей Пахомов. "Молодой рабочий"
Алексей Пахомов. "Молодой рабочий"
Алексей Пахомов. "Молодой рабочий"

Алексей Пахомов (1900-1973) родился в Вологодской области. Рисовать начал рано и местное дворянство посодействовало талантливому мальчику в получении образования в Петербурге. Определяющими в развитии таланта Пахомова оказались мастерские авангардистов, ставшие модными в начале XX века. Например, его учитель Николай Тырса, прославившийся графическими портретами Ленина, убеждал Пахомова, что пора «вырываться из плена прошлого», то есть, живописные представления императорской школы и академизм – абсолютно устарели.

Посмотрите на пахомовскую картину «Жница». Это же просто перепев Казимира Малевича.

Алексей Пахомов. "Жница". 1929г

В графике художник не копировал учителей. Он иллюстрировал детские книги, и его «жниц», выполненных в манере жесточайшего примитивизма, дети не оценили бы.

2. Советский график Давид Дубинский (1920-1960) не сильно зацикливался на живописи. Вот как в его исполнении выглядят спортивные соревнования.

Давид Дубинский. Спартакиада
Давид Дубинский. Спартакиада
Давид Дубинский. Спартакиада

При этом его графика находится на принципиально ином уровне. Дубинский часто иллюстрировал классическую литературу, изображение должно было соответствовать тексту.

Давид Дубинский. Дом с Мезонином

Художник прожил короткую жизнь, при этом успел удостоиться Сталинской премии. Книги с его иллюстрациями популярны и сейчас.

3. Амир Валиахметов (1927-2014) прославился как автор советского натюрморта. Глядя на яркие полотна, характерные для художников Казани, сложно поверить, что карандаш и бумага в руках этого мастера рождали совершенно иные произведения.

Амир Валиахметов. Нарциссы и тюльпаны
Амир Валиахметов. Нарциссы и тюльпаны
Амир Валиахметов. Нарциссы и тюльпаны

Сейчас покупатели антиквариата стоят в очереди за работами Валиахметова как типичного представителя соцреализма, и зачастую не догадываются о графике, написанной этим художником в начале своего пути.

Амир Валиахметов. Дама с ридикюлем
Амир Валиахметов. Дама с ридикюлем
Амир Валиахметов. Дама с ридикюлем

4. Виктор Попков (1932-1974), художник с трагической судьбой. Он много путешествовал, искал свой стиль и самобытный подход к картине. Попкова по ошибке застрелил инкассатор, когда художник попросил водителя подвести его, не разобравшись, что за машина перед ним.

Виктор Попков. Северная песня
Виктор Попков. Северная песня
Виктор Попков. Северная песня

Его стиль называют «суровым», это классический советский подход к написанию полотна. Но в картине, несмотря на ее «жесткость», есть лирический смысл. Столичные ученые приехали в далекий поселок к старожилам, чтобы изучать культуру, фольклор. Старухи поют протяжно и самозабвенно; ученые, прибывшие из другого мира и поэтому обозначенные в другой цветовой тональности, слушают немного равнодушно, погрузившись в свои городские мысли. И тут же образ девочки: нового человека, для которого северные песни – это прошлое мам и бабушек. Девочка принадлежит к совершенно другой реальности, ее ждет другое время. Над картиной можно поразмышлять, представляя отношения между людьми и их отношения к жизни посредством колористических подсказок автора.

Виктор Попков. Эскиз
Виктор Попков. Эскиз
Виктор Попков. Эскиз

И вот графика Попкова. Здесь тоже "его" герой - ученый, геолог, путешественник, поэт, шестидесятник. Отбросив грубый колорит, автор оставил интеллигентность образа и характерность этого образа именно для середины XX века.

Наверное, можно еще долго продолжать приводить примеры, но вывод прост. Оказываясь в творческом русле литературных произведений, которые они иллюстрировали, создавая праздничные открытки или афиши для классических спектаклей - художники были более свободны от влияния времени и, как говорим мы теперь, от трендов. Суровый стиль, авангардизм, тяжелый соцреализм были просто навязаны большинству мастеров, хотя многие из них никогда бы себе в этом не признались.

Живопись и графика СССР. Между ними пропасть