Пять красок. Как отличить масло от акрила?

9 November 2019

Традиционно художественное творчество подразделяется на два направления: живопись и графика. И именно на счет живописи искусствоведы никак не могут уняться в своих спорах. Одни кричат, что живопись - это исключительно масло, другие готовы согласиться на акварель, третьи говорят, что понятие живописи включает множество техник. И если внимательный зритель не может отличить масло от пастели, так почему бы тогда не причислить к живописи и пастель?
Споры спорами, но основных живописных техник - пять.

Джереми Липкинг. Масло
Джереми Липкинг. Масло


1. Масло

2. Акварель.

3. Пастель.

4. Темпера.

5. Акрил.

На представленных ниже фотографиях практически невозможно правильно определить все техники. Попробуем разобраться, чем же они отличаются и как научиться определять технику по репродукции.

Линдси Кустуш. Масло
Линдси Кустуш. Масло


1. Масло.

Король живописи. Почти всегда (если мы не говорим о гиперреализме), на холсте можно обнаружить мазки - следы кисти. Если перед нами работа профессионала, то один мазок часто содержит несколько оттенков краски, набранных на палитре или смешанных на холсте. Можно увидеть более гладкие и широкие мазки мастихина с ровным тонким краем. При послойной живописи можно разглядеть на холсте предыдущие цветовые слои. Иногда художник процарапывает верхний слой краски, чтобы они стали видны.
Казалось бы, то же самое можно сделать и с акрилом, но акриловая палитра значительно беднее, краска ложится гладко, без шероховатостей. Работать мастихином с акрилом трудно. Если масло подсыхает несколько дней, то акрил затвердевает через считанные минуты. Успеть сделать большой красивый намес краски и махнуть несколько широких мазков мастихином - задача для быстрых.
И еще, работа с маслом строится на базовом принципе: от темного к светлому, поэтому завершающие, верхние штрихи на полотне - это светлые краски.

Джозеф Збуквич. Акварель
Джозеф Збуквич. Акварель

2. Акварель.

Философия акварели обратна маслу, поэтому чаще всего живописец на самых ранних этапах своего творчества делает выбор в пользу той или другой техники. Акварель не прощает ошибок, пишется в один или в несколько быстрых сеансов. Исправить написанное невозможно, так как работа идет от светлого к темному. Если перетемнил белоснежные лепестки ромашки или залил темно-серым светящийся фонарик - начинай работу заново. В акварели нет кроющих, непрозрачных красок. Если в масле можно "вытянуть" любой неудачный цвет, акварель таких подарков не делает.
Как же отличить акварель на репродукции? Поскольку писать надо быстро, а краска легко растекается, опытные акварелисты максимально обобщают задний план. Есть абрисы зданий, очертания леса, но архитектурные элементы или отдельные деревца не прорисовываются.
Чтобы на переднем плане подчеркнуть четкость фигур, художник оставляет белые блики - покрывает нужные места на бумаге воском или специальным составом, краска на него не ложится и блики остаются одинаковыми, белыми, если мастер поленился заранее их затонировать светло-голубым или светло-желтым.
Никаких пастозных мазков кисти в акварели, естественно, не бывает. Акварелью, как правило, не пишут на холсте, поэтому фактура холста на такой картине просвечивать не может.
Иногда, чтобы все-таки исправить ошибки, художники пользуются белой гуашью, но тогда работа перестает быть акварелью в чистом виде и становится "смешанной техникой".

Ромеро Редондо. Пастель
Ромеро Редондо. Пастель

3. Пастель.

Вот что отличить проще простого. Пастель - это мелки, почти те же самые, которыми вы писали на доске в первом классе. Пастель - сухая краска, поэтому никаких тянущихся мазков на картине не бывает. Пастель похожа на пыльцу с крыльев бабочек и ложится на холст именно как пыльца - бархатистым слоем без глянца.
На живописную поверхность можно положить лишь небольшое число слоев пастели, поэтому для таких работ художники иногда выбирают бархатную бумагу или даже наждак. Тем не менее, маловероятно, что под штрихом пастели вы разглядите более одного слоя краски. Взгляните на синие штрихи в правом нижнем углу картины, на дверной створке, и вам все станет ясно.

Татьяна Чувашева. Темпера
Татьяна Чувашева. Темпера

4. Темпера.

Если вы с такой техникой не знакомы совсем, то сравнить краску можно с гуашью: тоже быстросохнущая, матовая, глухая. Темперу используют в иконописи. Любой мало-мальски обученный художник знает, что темперой пишут по левкасу. Деревянную доску обрабатывают специальным составом, чтобы краска хорошо ложилась. Рассматривая репродукцию темперной картины можно увидеть, скорее, не мазки, а штрихи. Глубокие тональные переходы в темпере почти невозможны, поэтому краска зависает между живописью и графикой.

Майк Барр. Акрил
Майк Барр. Акрил

5. Акрил.

Самый современный художественный материал получил широкое распространение в середине XX века. Им часто имитируют масло, но акрил имеет несколько особенностей. Первый и самый большой его минус - ограниченная палитра. Если основной производитель отечественных красок "Невская палитра" выпускает 99 наименований "масла" и 66 наименований акварели, палитра акрила ограничивается 50 цветами, причем все эти цвета - кроющие, то есть не прозрачные, это делает бессмысленной послойную живопись лессировками, нижние слои наглухо закрашиваются верхними.
Еще одна отличительная особенность акрила: грубые темные тона. Так как в темную синюю, бордовую или коричневую краску невозможно добавить легкие лессировочные оттенки, а светлая краска убавит градус темноты, художник оставляет на полотне грубые темные мазки без глубины, которую можно было легко придать маслом.
Именно поэтому акрил чаще всего используют как вспомогательный материал, им пишут подмалевок, нижний слой для последующей проработки маслом.

Алекс Алемани. Техника неизвестна
Алекс Алемани. Техника неизвестна

Не стоит забывать, что любой профессиональный художник, если ему поставить такую задачу, легко введет вас в заблуждение, сымитировав темперой масляную манеру живописи или маслом создав эффект штрихов пастели.