Утраченная живопись Нотр-Дам

16 April 2019

На официальном сайте собора Парижской Богоматери утром после пожара еще висело расписание месс на ближайшие дни, правила посещения и счастливые фотографии недельной давности.

То, что мир потерял за считанные часы вечером 15 апреля 2019 года, еще предстоит осознать.

Собор Нотр-Дам де Пари за восемь веков перестраивался и обновлялся неоднократно. Часто можно было услышать о нем: «частичный новодел», «шкатулка для туристов». Но, тем не менее, он хранил дух той Франции, о которой мы читали в романах великих писателей, дух старой Европы, который постепенно и неумолимо исчезает.

Нотр-Дам – в первую очередь архитектурный памятник. Никто не воспринимал его в контексте живописи. Романский стиль и доминирующая готика не предполагали настенных росписей. Хотя фрески в храме все-таки были. Например, в Часовне пресвятых даров находилась фреска XIV века с изображением Богоматери, святых Дионисия и Никасия, в другой части собора были картины Лорана де ла Гира, часть живописного наследия размещалась в боковых нефах собора, там же могли сохранится живописные работы Никола Пуссена.

Лоран де ла Гир. Мадонна с младенцем. Лувр
Лоран де ла Гир. Мадонна с младенцем. Лувр

По традиции, ежегодно, 1 мая художники дарили Нотр-Даму свои новые шедевры на религиозную тематику. Власти Франции утверждают, что часть из них наверняка уцелела.

Незримая живопись

Самой страшной художественной потерей Нотр-Дам стала гибель витражей. Часть из них была подлинным памятником прошлого. Готические архитекторы, отказавшись от настенных росписей, создали неосязаемые не красочные, а световые шедевры. Образы святых, сцены и символические орнаменты проецировались на стены, пол и интерьер собора. Таким образом, создавались движущиеся, живые картины, полные мрачных или солнечных эмоций.

Не случайно, светлый снаружи, внутри Нотр-Дам неожиданно обдавал посетителя теменью. Именно в этом мраке, как в театре, оживали световые витражные композиции. Чаще всего посетителю некогда созерцать их. Турист бегло осматривает собор: скульптуры, реликвии, радуется витражному калейдоскопу и бежит дальше. Глубокая художественная задумка витражных художников прошлого непостижима на ходу. И вот мир лишился этого театра светового перформанса, который мы в суете и не замечали.

Давайте теперь уделим пару минут этим шедеврам.

Витражные надвратные композиции храмов называются розами. Центральная, западная роза, диаметром 9,6 метра, была создана примерно в 1220 году. Она являлась самой старинной. Смысл изображения заключался в битве пороков и добродетелей. В центре размещалась скульптурная композиция Богоматери с младенцем.

Западная роза снаружи
Западная роза снаружи
Западная роза изнутри
Западная роза изнутри

Северная и Южная розы составляли около 13 метров в диаметре. Смысл изображений на них – преемственность Ветхого и Нового завета.

Северная роза
Северная роза

Северная роза собора Парижской Богоматери сохранялась практически без изменений, близко к первозданному виду.

Южная роза
Южная роза

Далеко не все элементы витража были историческими. Во время реставрации в XIX веке розу укрепили, повернув на 15 градусов (чтобы лучше держалась). Это повредило первоначальному замыслу игры света и движения в витраже, но, тем не менее, в таком виде витраж сохранялся более сотни лет.

Даже сейчас глядя на фотографию можно заметить оптический эффект вращения колеса жизни. Круг – символ вечности и вечного движения. Особенно символично, что этот шедевр мировой культуры и истории превратился в пепел так стремительно.