Лучшие кубинские рассказы 18+

This article contains information about products that may be harmful to your health.
7 February 2020
111 full reads
1,5 min.
151 story viewUnique page visitors
111 read the story to the endThat's 74% of the total page views
1,5 minute — average reading time

"Кубинцы не сексуально озабоченные, а сексуально раскрепощенные. Но да! Обожают об этом поговорить," (© подруга, живущая на Кубе). В принципе, этого довольно, чтобы исчерпывающе описать сборник "Сача, Чанг, Агиар: Десять кубинских историй. Лучшие рассказы кубинских писателей".

Photo by Ricardo Tamayo on Unsplash
Photo by Ricardo Tamayo on Unsplash
Photo by Ricardo Tamayo on Unsplash

В него собрали рассказы "самых уважаемых писателей страны", лауреатов премии имени Алехо Карпентьера и Ибероамериканской премии имени Хулио Кортасара. Цель сборника — познакомить с тенденциями современной кубинской литературы:

Десять историй /.../ образуют единое целое и словно ведут между собой живой диалог, в котором лукавый и горячий, под стать кубинскому темпераменту, юмор встречается с терпкой горечью трагизма, а жизнь предстает клубком странных и необъяснимых событий.

Латиноамериканская литература стоит на сексе, вне зависимости от того, тяготеет ли она к реалистическим жанрам, магическому реализму или постмодерну. У Гарсия Маркеса череда инцестов — способ противостоять атомизации общества. У куда более социально, нежели поэтически озабоченного Жоржи Амаду череда сексуального насилия служит обличению и критике общества. Мигеля Астуриаса, лауреата двух взаимоисключающих премий, Нобелевской и Международной Ленинской, не каждый осилит, в первую очередь, из-за жестоких сексуальных сцен. В латиноамериканской литературе, какие бы высокие материи она не рассматривала, секса много, а его описания, как правило, брутальны.

Но этот кубинский сборник рвет все шаблоны со стереотипами, мешая мемуары де Сада с авангардизмом Борхеса и назидательной сентиментальностью Жан-Жака Руссо.

Photo by elCarito on Unsplash
Photo by elCarito on Unsplash
Photo by elCarito on Unsplash

Секс предстает естественной нуждой вроде еды. Впрочем, кажется, что над героями рассказов он довлеет больше необходимости есть, чтобы жить. Из десяти вошедших в сборник единственный рассказ, где о сексе никто даже и не думает, — история о том, как подросток, потерявший отца, умирает от жажды на глазах соседей, потому что ему нечем заплатить водоносу.

Самая "нейтральная" из представленных в сборнике историй — это рассказ Франсиско Лопеса Сача "Я слушаю Литл Ричарда". Он о жизни подростков в школе-интернате для талантливых детей в начале 1960-ых. Как водится в общежитиях, коменда бдит за соблюдением правил с режимом, а контингент украдкой курит, выпивает и слушает запретную музыку, мечтая о собственной кузине. Конфликт разворачивается вокруг попытки сделать из главного героя Павлика Морозова.

Выделяется рассказ Давида Митрани, "Эрекция в общественном транспорте", в котором секс связывает гордиевым узлом судьбы бездомного пса, трех мужчин и четырех женщин.

Рассказ Эрнесто Переса Чанга "Призраки маркиза де Сада" вынуждает задуматься о критериях, на основании которых вручали литературную премию. Персонажи носят имена людей, причастных к де Саду, точнее, к его судебному делу: жены, жертвы, соучастников, адвоката и т.п. Но знакомство с биографией де Сада и его мемуарами ни грана не добавляет к пониманию этого "нарочито бессвязного рассказа". Бессвязный поток изнасилований, надругательств, издевательств, избиений, утоплений в канализации и прочих убийств. Нарастающий ком оторванных ушей и людоедства. Непонятна художественная цель, с который Чанг сладостно все это смакует. Катарсиса, то есть, какого-то духовного очищения через отвращение с отрицанием, не происходит. Остается недоумение, зачем читать такую гадость, кто мог наградить подобный опус и зачем его включили в сборник приличного с виду издательства? Думаю, в момент награждения Борхес, Кортасар и Карпентьер дружно перевернулись в гробу.

И напоследок, еще про один рассказ с призраками, уже другого толка, — Рауль Агиар, "Великие призраки". Что происходит с девушкой, если та сначала напилась, а потом добавила наркотических веществ? Ну, разумеется, ее трое отымели и даже не заплатили. Как обычно! Обиженная судьбой и тремя жадными скотами девица просит прикурить на Пласа де Армас у высокого незнакомца. А он оказывается аргентинским писателем Кортасаром! Невесть как попавшим в Гавану 2003 года из своей Аргентины 1967-го! И девушка его узнает! Между ними завязывается беседа, и Хулио жадно выспрашивает, что сталось с его соотечественником Че и состоялась ли революция во всем мире, как мечтал Фидель...

Понятно, что автор хотел столкнуть прекраснодушные идеалы революционных мечтателей былых времен с суровой правдой современной жизни. Но сам же против нее и погрешив, приписав девушке невозможное знание, что такое "62. Модель для сборки".

В общем, это сборник для чтения на свой страх и риск. Примерно как рекомендация непременно попробовать тропический дуриан. Единственно, что тут можно сказать с уверенностью, так это, что ничего похожего вы еще точно не читали.

И о других произведениях латиноамериканских писателей:

О романе бразильца Жоржи Амаду "Габриэла, корица и гвоздика"
О романе колумбийца Габриэля Гарсиа Маркеса "Сто лет одиночества"