Максим Горький. Мальва (1897)

13 January 2018
1,7k full reads
3 min.
2,4k story viewsUnique page visitors
1,7k read the story to the endThat's 73% of the total page views
3 minutes — average reading time

Афиша к фильму "Мальва" (1956)
Афиша к фильму "Мальва" (1956)

"Мальва" рассказ о жизни рабочих рыбного промысла в конце позапрошлого века. Образец соцреализма, основоположником которого Максим Горький (1868 1936) и является.

Рассказ вспомнился с первой фразы "Море смеялось", но прочитался как впервые. Прежним осталось лишь восхищение, как прописан контраст естественно-гармоничной природы и неестественно-дисгармоничной людской жизни. Природа прекрасна и удивительна, море смеется, волны играют, а люди грязны и забиты до потери естества.

В этот раз при чтении на первый план вышло ощущение амбивалентности что самого Горького, что его текста. Амбивалентный вызывающий одновременно противоположные чувства, например, любовь и ненависть или жажду жизни и влечение к смерти.

Если говорить о самом Горьком, то достаточно вспомнить, что один из ведущих психиатров его времени диагностировал ему целый букет психопатологий с сильным суицидальным компонентом, то есть, склонностью к самоубийству как способу решения личных проблем. Тема "Психопатологические черты персонажей М. Горького" тоже была довольно популярна у его современников. При этом у зрелого Горького существенной темой стало уже бессмертие. Врачи после его смерти удивлялись, как он с такими легкими вообще ухитрялся дышать. А он не просто дышал, но вел деятельную жизнь активного сильного человека. Хватало даже на многочисленные увлечения и женщин, не только на работу.

Будучи прекрасным стилистом, Горький почти жизнь говорил, что "только учится писать". Не имея систематического образования, жадно и эффективно обучался, сам, без университетов, куда его в свое время и не приняли. Осваивал вещи, казалось бы, недоступные человеку такого происхождения и опыта. "Мои университеты" не являются автобиографической книгой, но, безусловно, основаны на биографическом материале. Довольно сложно представить героя такой книги главой комитета, занимающегося антиквариатом. А Горький не просто возглавлял, но и очень прилично разбирался.

Отпраздновал премьеру пьесы "На дне" банкетом неприличной роскоши.

Был соредактором книги о строительстве Беломорканала, которую Солженицын назвал первой книгой, прославляющей рабский труд в России. Но Горький же написал цикл очерков, направленных против еврейских погромов. И не просто выступил в не самом популярном на тот момент ключе, но и помог нескольким еврейским писателям уехать в Палестину.

И такого при внимательном изучении биографии набирается много. Думаю, понимание двадцатого века в России в принципе не возможно без изучения творчества и биографии Горького.

Произведения его зачастую столь же амбиваленты, то есть, вызывают смешанные чувства, потому что показывают факты и реалии, трактовка которых зависит дальше только от читателя. С той же легкостью, с какой Горький был назначен "главным писателем революции", они могут быть приравнены к "Окаянным дням" Бунина. Но Бунину, получившему Нобелевскую премию, далеко до пронзительности горьковских описаний, при том, что показывают они зачастую одно и то же. И соцреалистические рассказы Горького, ту же "Мальву", можно смело ставить на одну полку с "Окаянными днями": народ в них предстает столь же ужасным и отталкивающим.

Герои Горького тоже не поддаются однозначной трактовке. Например, Мальва. Единственная красивая женщина на рыбном промысле "каждый праздник на неделе" ездит к Василию, который пришел на заработки, оставив в деревне жену с детьми, да так и не вернулся, потому что работа на промыслах оказалась легче. Мальва сама говорит, что любит место и вид на море, ну, а то, что она при этом спит с женатым и немолодым мужиком, это что-то вроде "платы за место", она бы ездила и к любому другому. В прошлом у нее трагедия, о которой подробно не рассказывается. Похоже, умерший незаконнорожденный ребенок. Читая рассказ, невозможно до конца определиться с мнением о Мальве. Кто она? Несчастная женщина, забитая жизнью до потери не только женского естества, но и простого человеческого самоуважения? Эдакая Настасья Филипповна, спущенная на круг ниже, ходящая по рукам уже не дворян с купцами, а оборванцев и голытьбы? Или, напротив, свободная и сильная личность, живущая независимо на свой вкус и лад? Несчастная Настасья Филипповна способна лишь на разрушение чужих жизней и шумную смерть. Мальва тоже стравливает между собой мужиков, вдобавок, еще и с чужой подачи. Но у ее действий получается совсем другой результат, куда более человечный. И это поправка не на особенности соцреализма как художественного направления, а на внутреннюю логику характеров.

Та самая амбивалентность, с которой я начала. С одной стороны, впечатление "как же все дико и запущено", дикое место, дикие времена и нравы. С другой, люди, которые ухитряются сохранять человечность, не смотря на обстоятельства.

И в отличие от Бунина, навязывающего свой взгляд и свои оценки, Горький предлагает всего лишь "картины жизни", оставляя все остальное на совесть и усмотрение читателя. Пришедший на промысел от тяжелой деревенской жизни недоросль Яков сначала, глядя на море, говорит: "Эх, если бы все это был чернозем, да распахать бы его весь!" А в конце рассказа, что его никто не заставит вернуться в деревню, чтобы там горбатиться, когда можно жить вот так, легко и даже весело, ни о чем не заботясь. И это преображение персонажа впечатляет едва ли не больше "Окаянных дней" в полном объеме. Ту же самую вещь Горький показывает куда нагляднее и доходчивее Бунина. И, главное, еще и с другой стороны, что существенно усиливает эффект.

Что интересно, Горького пять раз выдвигали на Нобелевскую премию, но так ни разу и не дали.

Дзидра Ритенбергс в роли Мальвы
Дзидра Ритенбергс в роли Мальвы