Модные наряды XIX века

Действие романа Арнольда Беннета открывается в 1860-ых годах, когда его героиням, Констанции и Софии, шестнадцать и пятнадцать лет, а заканчивается почти шестьдесят лет спустя, когда обе они умирают от старости. Сам Беннет родился в 1867 году, Констанция и София получаются старше его самого лет на пятнадцать — двадцать. Но, описывая их жизнь, Беннет изображает все то, что хорошо знал, потому что сам в те времена был молодым.

У Констанции спокойный покладистый характер, она послушная девочка, уважающая волю своих родителей и исполняющая все, что ей скажут. У ее младшей сестры Софьи характер более независимый и даже в чем-то дерзкий. Она то мамину юбку от нового, еще не дошитого платья, без спросу примерит; то касторку принимать откажется; то на улицу без разрешения выйдет; то захочет стать учительницей вместо того, чтобы работать в лавке; то из дому с заезжим коммивояжером убежит.

Впрочем, о самом романе подробнее в следующих выпусках. А пока еще одна цитата. Софья с восхищением рассматривает литографию из модного журнала, примерно вот такую:

Литография из американского модного журнала Godey's Fasions 1867 года
Литография из американского модного журнала Godey's Fasions 1867 года

К сожалению, проиллюстрировать могу лишь картинками из американских модных журналов того же периода. Французские и английские журналы, увы, хуже представлены в сети, в плане хранения и оцифровки своих архивов американцы впереди планеты всей. Но журналы были похожи.

Литография из американского модного журнала Godey's Fasions, декабрь 1861 года
Литография из американского модного журнала Godey's Fasions, декабрь 1861 года

Креатив в тот период был не в чести, люди старались не выделиться, а, наоборот, произвести респектабельное впечатление за свет соответствия общепринятому. Уважение и доверие внушало именно такое, "как у всех остальных". Зеленые жилеты с лимонными перчатками Оскара Уайльда, например, были эксцентричностью, мало у кого вызывающей одобрение. И уж тем более, никто не купил бы не похожего на остальные журнала. Обычные люди избегали экспериментов с чем бы то ни было, что, к слову сказать, тоже отражено в романе Беннета. Итак, что же рассматривала вольнолюбивая Софья:

На литографии были изображены пятнадцать сестер, все — одного роста, одинаково стройные и одного возраста — примерно лет двадцати пяти, все отмечены однообразно надменной и пресной красотой. Полное сходство лиц убедительно подтверждало, что они в самом деле сестры; их осанка указывала, что они принцессы — отпрыски каких-то немыслимо плодовитых короля и королевы. Руки их не ведали труда, с лиц не сходила великосветская улыбка.
Литография из американского модного журнала
Литография из американского модного журнала Godey's Fasions 1861 года
Принцессы прогуливались среди мраморных лестниц и веранд, а вдалеке виднелась эстрада для оркестра и диковинные деревья.
Godey's Lady's Book Fashion Plate 1859
Godey's Lady's Book Fashion Plate 1859
На одной из принцесс была амазонка, на другой — вечернее платье, третья была одета к чаю, на четвертой был туалет для театра, а пятая, по-видимому, приготовилась ко сну. Одна из них держала за руку девочку, которая не могла быть ее дочкой, ибо этих принцесс человеческие страсти не касались. Откуда у нее эта девочка?
Литография из американского модного журнала Godey's Fasions, июль 1861 года
Почему одна сестра направляется в театр, другая — к чайному столу, третья — в конюшню, четвертая — в спальную? Почему на одной теплая накидка, а другая прячется под зонтиком от летнего зноя? Картина была полна таинственности, но самым странным казалось то, что все эти высочества явно испытывали удовольствие от своих нелепейших и старомодных нарядов.
Литография из американского модного журнала Godey's Fasions, январь 1865 года
Литография из американского модного журнала Godey's Fasions, январь 1865 года
Несуразные шляпы с развевающимися вуалями, несуразные пятнистые капоры, тесно облегающие голову, низкие несуразные прически, несуразные мешковатые рукава, несуразные пояса, расположенные выше талии, несуразные корсажи с фестонами! А юбки!
Литография из американского модного журнала Godey's Fasions, апрель  1870 года
Литография из американского модного журнала Godey's Fasions, апрель 1870 года
Что за юбки! Настоящие широченные, разукрашенные пирамиды, к вершинам которых приклеены верхние половины принцесс. Поразительно, что принцессы согласились выглядеть столь нелепо и испытывать такие неудобства.
Разворот американского модного журнала Godey's Fasions, май 1870
Разворот американского модного журнала Godey's Fasions, май 1870
Но Софья не замечала ничего чудовищного в этой картине, на которой была надпись: «Последние летние моды из Парижа. Бесплатное приложение к «Майрес Джорнел». Софья и представить себе не могла ничего более изящного, очаровательного и ошеломляющего, чем одежды пятнадцати принцесс.
Разворот еще одного американского модного журнала, Peterson's Magazine, апрель 1888 года
Разворот еще одного американского модного журнала, Peterson's Magazine, апрель 1888 года

Еще одну иллюстрированную цитату из романа Арнольда Беннета, "Повесть о старых женщинах" (1908) можно посмотреть здесь.

Сайт с архивами журнала Godey's Fasions и еще много какими, доступ дают после регистрации, под обязательство соблюдения условий пользования.