"Работа без авторства" (2018) — фильм о "забытых лицах истории"

11 November 2019
116 full reads
1 min.
205 story viewsUnique page visitors
116 read the story to the endThat's 57% of the total page views
1 minute — average reading time

В основе фильма "Работа без авторства" — многочисленные реальные факты, в том числе и из биографии современного немецкого художника Герхардта Рихтера, но это — псевдобайопик, который в полной мере нельзя назвать и историческим.

"Работа без авторства" (2018) — фильм о "забытых лицах истории"

"Работа без авторства" — это история семьи, любви и становления художника. Но ведущая тема этой истории, начинающейся в 1937 году в Германии, — осмысление:

  • нацизма и его наследия;
  • того, как формируется исторический образ в массовом сознании;
  • и того, как история и отдельно взятый человек взаимодействуют друг с другом.
"Работа без авторства" (2018) — фильм о "забытых лицах истории"

В 1999 году Нобелевскую премию по литературе получил немецкий писатель Гюнтер Грасс, с определением:

"за то, что его игриво-мрачные притчи рисуют забытое лицо истории" (whose frolicsome black fables portray the forgotten face of history).

Вскоре после вручения нобелевки разразился скандал, потому что выяснилось, что в юности Грасс служил в СС и, как сказал его издатель, не скрывал этого факта еще в 60-ые годы. В автобиографической книге "Луковица памяти" Грасс вспоминает, как исчезали люди, обыватели-соседи, и никто этого не замечал. И формулирует понятие "вина молчания", обвиняя в этом не каждого отдельно взятого немца, а нацию.

"Работа без авторства" (2018) — фильм о "забытых лицах истории"

Слоган фильма "Не отводи взгляд" перекликается с "виной молчания" в попытке прорисовать "забытые лица истории".

Художника делает художником потребность выразить правду. Не отразить-передать реальность, которая не факт, что познаваема, а запечатлеть правду. Фильм показывает процесс творчества от чистого холста через мучительные поиски к открытию художественной правды и заставляет задуматься о социальном, политическом и художественном наследии, которое нацизм оставил, увы, не только немецким послевоенным поколениям.

"Работа без авторства" (2018) — фильм о "забытых лицах истории"

Закончить хочется выдержкой из статьи 2016 года о выставке работ Герхарда Рихтера в Еврейском музее. Герхард Рихтер — лишь частичный прототип героя этого фильма. Фильм нельзя воспринимать как биографическую драму о реальном человеке, но благодаря ему можно открыть для себя нового художника.

О цикле Рихтера "Биркенау" (2014, холст, масло) корреспонденту "Афиши" рассказывает Пол Мурхауc, куратор Лондонской портретной галереи:

Эти картины связаны с самым страшным эпизодом истории XX века. Рихтер смотрел на фотографии лагеря 1944 года — где люди бегут через леса, где происходят ужасные вещи, где мир как будто бы перевернулся. Он задал себе один вопрос: можно ли нарисовать картину по мотивам этих событий? Он взял эти фотографии и создал черно-белые фигуративные рисунки. Но потом понял, что они совершенно не передают смысла того кошмара, который случился. И нарисовал сверху абстрактную композицию. А потом сделал это снова и снова. И форма, которую теперь приняла картина, — это память о Биркенау.
c) gerhard-richter.com
c) gerhard-richter.com
Я задал ему вопрос: почему ты сначала попытался нарисовать реалистическую картину? Он мне ответил: чтобы доказать самому себе, что это невозможно. Ни одна картина не может показать реальность Биркенау. Тогда я его спросил, что же означает тот результат, который получился? И он сказал: это беззвучная эмоция. Ни одна картина, ни одна фотография не покажет, что случилось. Это самое близкое из того, что можно сделать, чтобы помнить об этом.
"Биркенау", 2015. 93 фрагмента книги "Биркенау". Бумага, цифровая печать, © gerhard-richter.com
"Биркенау", 2015. 93 фрагмента книги "Биркенау". Бумага, цифровая печать, © gerhard-richter.com
"Он разобрал свою картину на 93 фрагмента, перетасовал их и разложил в новом порядке. Новая композиция показывает то, как работает наша память с прошлым, — она делит его на фрагменты и раскладывает по-новому".

Статья о выставке полностью